ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Мониторинг вузов: высшему образованию брошен упрек в неэффективности
И теперь вопрос в том, хватит ли управленческой эффективности у самого ведомства, чтобы справиться с ситуацией
Не успело Министерство образования и науки РФ опубликовать на
своем сайте отчет о мониторинге российских вузов с точки зрения
эффективности их деятельности – http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2774/файл/1265/12.10.31Мониторинг_Результаты.pdf,
– как праведный гнев обрушился со всех сторон: странный рейтинг, дикий,
не соответствует предпочтениям семей и котировкам в ученом сообществе,
а еще – безумный, абсурдный. Как бы то ни было, нашему читателю мы
предлагаем взвешенное, аналитическое, хотя и не лишенное
эмоциональности суждение специалиста.
Все увидели результаты и возмутились. Хотя многие результаты
были понятны заранее и без мониторинга. Говорят: плохие критерии! их
мало! они субъективны! они не отражают понятия «эффективность»!
Критерии более чем объективные, их не подделать, не растворить в
лукавых бумажках, не прикрыться «некорректной методологией подсчета».
Шел сбор исключительно по реальным данным: да или нет, есть или нет,
много или мало. И разговоры о том, что мы такие нужные, потому что без
нас все уедут, ерунда. Если образование в этом вузе плохое, то так оно
и есть. Если недоборы и идут с очень низкими баллами ЕГЭ, значит, вуз –
прикрытие от армии; если нет НИРов, то, увы, это не университет и даже
не институт, как это понимается во всем без исключения мире. Если
площади университета непонятно как используются, значит, некачественный
менеджмент. И это простые выводы, абсолютно прозрачные.
Мониторинг не ставил задачей сравнивать вузы. Он просто всех привел по
одной шкале. Можно ли было говорить не об «эффективности» вузов, а
ввести какую-то другую категорию? Да наверняка, тем более что вопрос
«эффективный по отношению к чему?» – напрашивается. Но даже это не
самое важное.
Важно, что министерство впервые решилось на полностью открытую
процедуру мониторинга. Что эта процедура была прозрачна и объективна,
то есть не зависима от веса ректора, его членства в партии власти и
близости к губернатору, от исторических традиций и бренда; что все
могут видеть, что происходит.
И выясняется, что 32 педагогических вуза неэффективны. И что вообще
гуманитарные вузы дали результаты хуже классических или технических.
Что творческие вузы тоже показали себя в мониторинге не слишком хорошо.
А в ряде регионов неэффективных вузов больше, чем эффективных. А в
Чечне так вообще ни одного эффективного вуза. И хотя все и так знали,
что наши педагогические вузы не отличаются высоким качеством, что
некоторые вузы в некоторых регионах просто нельзя называть таковыми, а
выдаваемые ими дипломы – не более чем бумага, хотя почему-то и
обеспеченная государственными гарантиями, что наше гуманитарное
образование не самое сильное, мягко говоря, – все равно начались
выступления о злонамеренности власти и уничтожении последнего оплота
образования, вузов.
И что теперь делать? Это и есть вопрос, которым надо задаться.
Уже сейчас начнется лоббирование ряда удобных и коррупционных решений в
отношении ряда вузов, которые попали в красную часть списка. Президиум
«Единой России» уже зовет министра обсудить результаты мониторинга.
Губернаторы полетят в Москву «решать вопрос».
И вот тут велика опасность ухода от публичной политики в сторону
непубличной. Мы помним обещания министра по поводу оргрешений по
результатам. Каких?
А вдруг теперь быстро ликвидируют педвузы как класс? Или сокращать
будут не всех, а частично, причем по непонятным правилам? Или начнется
дружеское слияние и недружественное поглощение? Примеры на слуху, и не
самые хорошие.
Наверное, об этом и должна сейчас болеть голова. Аргументы о плохом
мониторинге уже запоздали, да и не слишком они умны. Да, необходима
расшифровка результатов: начали показывать – покажите всё, иначе будут
подозрения в подтасовке результатов. Надо убрать это обвинение сразу,
пока не пошли сокращения вузов.
Да, нельзя вести речь о сравнении разных категорий вузов. Бессмысленно
подходить с одними мерками к гуманитарным и классическим,
педагогическим и творческим вузам. Нельзя вести сокращения от общего
списка. Где-то потребуются кардинальные решения, вплоть до ликвидации,
где-то более осторожные, как введение антикризисного управления на
основе разработанной и принятой программы развития. И деньги – под
обязательства достижения результата, то есть улучшение замеряемых
параметров через 3 года. Где-то вообще косметические решения: по
использованию площадей, по насыщению новой инфраструктурой, по
разработке новых программ, по инвестиционным проектам на основе ЧГП
(частно-государственного партнерства). И все это – публично, не под
ковром. Наконец, нужны срочные решения для всех: отказ от выдачи единых
дипломов гособразца, переход на дипломы вузов, принятие
нормативно-правовых документов, облегчающих налоговый режим для вузов,
находящихся в процессе реструктуризации на этот период. Принятие на
законодательном уровне норм об образовательном франчайзинге, о
некоммерческой концессии, корректировка норм 217-ФЗ, который
практически не действует, облегчение механизмов ЧГП.
Очень серьезный вызов для министерства. Накат сейчас будет сильным,
попытки прикрыть себя – неоднократными, и ошибки будут слишком дорого
стоить.