Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Кожурина Людмила

Бегство из-за парты

Вместо того чтобы решительными мерами возвращать детей в?школу, давайте подумаем, как наполнить смыслом то время, которое они?в?ней проводят

В эти дни вечная тема «дети не хотят учиться» была потеснена новой: многие дети вообще не посещают школу. Как?оказалось, в стране десятки тысяч несовершеннолетних, которые никогда не были в школе. А сотни тысяч подростков 15–17?лету нас малограмотные.  Такие данные привел Павел Астахов на Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Оно, может, в цифрах и не выглядит угрожающе, но от общего числа детей это почти пятнадцать процентов. С таким «хвостом» российское общество далеко не продвинется.
Проблему «неохвата» специалисты обсуждают по-разному…

О проблеме детской безграмотности

В «РИА Новости» прошел «круглый стол» на эту тему. Присмотримся к ходу мыслей наших экспертов.

Людмила Бокова, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, учитель-универсалист:

– Как говорил знаменитый филолог Лев Щерба, нужно вернуть в общество престиж орфографии. Обилие ошибок, издевательств над языком в быту, в интернете, этому не способствует. Хорошо, когда в грамматику входят изнутри, через язык. Полезно ввести список книг, обязательных к прочтению в школе. Такие списки являются инструментом повышения престижа языка. Основная проблема – это функциональная безграмотность: читать читаем, а в суть не вникаем. А ведь важная составляющая грамотности – умение читать самостоятельно и свободно, понимая текст. Я только что вернулась с церемонии награждения конкурса «Учитель года», у нас все учителя-словесники заняты одной проблемой: как научить детей понимать текст.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ- ВШЭ:

– В международных рейтингах мы проигрываем в грамотности другим странам как раз потому, что к 15 годам дети становятся функционально безграмотными. Надо разобраться, кто эти неграмотные дети, и разработать комплекс мер.
Второе. Дети покидают школу, а некоторые до школы просто не доходят – я имею в виду детей из неблагополучных семей, с ограниченными возможностями, инвалидов. Еще одна причина безграмотности молодежи – миграция. Переезды чреваты тем, что дети оказываются плохо устроенными, а то и вовсе беспризорными. Школьник, у которого родители отправились на заработки в Москву, остается либо на сомнительном попечении, либо сам опекает младших дома. И не ходит в школу.
Короче говоря, безграмотное звено составляют маргиналы.
Силами только школы здесь не справиться, надо подключить общественные организации, тогда появится мотивация для грамотности. А стоит это все, разумеется, недешево.

Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

– С трех-четырех лет наши дети уже очень многое знают, хотя бы поверхностно. Они приходят из школы со словами: нам неинтересно, мы все уже знаем. Компьютер ломает их представление о мире, а школа селит в них скуку. Ведь мир устроен так, что грамотность как будто не нужна. Программа подскажет, где запятую поставить, не надо и падежей знать. И даже образованные люди используют в своей речи: «пичалька», «афтар жжот». Мы-то с вами понимаем, в чем юмор, а дети – не всегда.
Культура чтения отмирает. Зачем читать, если можно посмотреть красочный фильм? Психологи доказали, что если только читать, вспомнить можно треть, а если видеть и слышать – запоминается до 80% информации. Новые формы подачи знания никак не связаны с чтением, поэтому всем читать стало сложнее, чем смотреть.

…Итак, несмотря на разницу подходов?– педагогический, социоэкономический и бытовой, – общее видение проблемы таково: у части общества нет запроса на традиционное обучение, люди не видят в нем ценности для себя. Выступления в ходе дискуссии корректировали эту позицию.
Слабое звено не в маргиналах, которые не могут дойти до школы, а в низком уровне массовой школы.
Дети, которые не ходят в школу, не обязательно малограмотны; более того, совершенно необученным может оказаться ребенок, который исправно посещает школу и не находится под пристальным наблюдением органов опеки.
Так в том ли проблема, чтобы вернуть детей в школы?
Увы, для собравшихся – риторический вопрос. Дети должны быть в школе, обязаны и точка. Оставлять необучающихся в покое нельзя.

Руслан Гаттаров:

– Органам опеки необходимо собирать информацию о детях, чей путь минует школу; надо подключить омбудсменов и отслеживать возможные пути к безграмотности. Для каждого ребенка недоученность может обернуться трагедией.
В общем, в критику образовательной системы дискуссия не перешла, оно и понятно: пока исключительные, уникальные усилия наших родителей гонят детей в школы, системе образования можно сколь угодно пренебрегать интересами детства.
А что будет, когда большинство семей перестанет производить эти усилия? Первые раскаты грома уже слышны.

Если не подменять смыслы

«У нас нет, и поэтому…» Таков обычный зачин выступлений при обсуждении проблем образования. Выявление дефицитов. Нет представлений о подростковой школе. Нет харизматичных учителей. Нет ответственности родителей. Нет видения того, что…

И еще – «дайте». Дайте, раз нет. А когда что-то дают, оказывается, что не хватает еще больше. Так что в рамках этой темы пора перейти от частных мнений к глобальным суждениям.

Недавно Кен Робинсон, специалист в области креативности и человеческих ресурсов, консультант ведущих мировых культурных программ, прочитал в Москве лекцию о задачах человека и общества в современном мире. Тема – «Кризис человеческих ресурсов». Приведем несколько фрагментов, подходящих к нашей теме:

– Школу ведут политики, которые что-то решают «во благо», хотя ничего не смыслят в образовании. У нас не знать значит провиниться перед обществом. Люди постоянно притворяются, что они знают о куче всего, в действительности не имея об этом ни малейшего понятия. Эта тенденция очень сильна в образовательном процессе. Школа дает мнения в кредит, точно банк. А человеку очень важно быть осведомленным о пределах собственных знаний. Понимать, что чего-то мы не знаем, и признавать это, не чувствуя стыда за свое неведение.

– Очень многие проводят жизнь, занимаясь вещами, до которых им на самом деле нет ни малейшего дела. Пережить рабочую неделю, перетерпеть в ожидании выходных и не чувствовать никакого удовлетворения от проделанной работы, в лучшем случае – относятся к ней с терпимостью, в худшем – без нее. Серьезная проблема: большинство людей не представляют себе, на что они способны, не знают, каковы их возможности на самом деле. Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что мы все рождены с талантами и способностями. Если вы человек, это у вас в крови: сила воображения и его прямое следствие – креативность. Когда вы получаете удовольствие от того, что делаете, час кажется пятью минутами.

– Кризис человеческих ресурсов происходит в основном потому, что множество людей отвергло те способности, которые у них есть. Кому-то выпал шанс проявить свои врожденные таланты, они поняли свою цель в жизни. А многим помогли те, кто разглядели в них талант до того, как они заметили его сами. Почти в каждой счастливой истории жизни есть кто-нибудь, кто помог и поддержал человека. Поощрил, и он зажил невероятной жизнью. А когда вы следуете за своими истинными интересами, за тем, что наполняет вас энергией, вы живете именно так. Вы сворачиваете на новую тропу. На ней вам встречаются новые люди и новые возможности. Они влияют на вашу жизнь, а вы – на их, это процесс взаимопроникновения. Вам открываются те двери, которые не открылись бы прежде или не открылись бы перед кем-то другим, потому что это ваша жизнь. И то, что мы сами создаем наши жизни, именно создаем, – это величайшее благо человеческого бытия.

– Порочная идея, будто существование представляет собой структурированный планомерный прогресс. В результате появляется ощущение, будто мы полностью контролируем то, что делаем, что наша жизнь не случайная цепь не связанных между собой событий, не хаос, который вы, разумеется, не хотите демонстрировать. Нет, человеческое существование в основе своей творческое. И это основополагающий принцип.

– Наша образовательная система построена по линейной схеме производства, из-за этого очень многие люди просто не могут обнаружить свои таланты: система расставляет приоритеты, она поощряет одни таланты и маргинализирует большинство других. И получается, что если вы чего-то не умеете, например, у вас плохо с математикой, про вас думают, что у вас плохо со всем и вы ничего не умеете. И поэтому нужно бороться с этой образовательной системой.

– Сегодня столько учителей испытывают проблемы с пропагандой креативности, а все потому, что у них у самих с ней проблемы. Это именно тот Эверест, который педагогам нужно покорить в первую очередь.

– Я убежден, что если вы на своем месте, занимаетесь тем, чем хотите заниматься, к чему лежит ваша душа, то это занятие никогда не будет вас опустошать и утомлять, а напротив, будет наполнять энергией, стимулировать. Хорошая школа?– то место, в котором созданы все условия для правильного выбора пути. Я имею в виду не коммерческий успех, а духовное удовлетворение, ту энергию, которая наполняет жизнь счастливого человека.

Правила для солдат

Все это не только вдохновляет, но и к решению проблемы «неохвата» имеет отношение. Можно ведь как-то постараться, чтобы были в школе и ремесла, и танцы, и пение, и дружественный ребенку спорт; чтобы слабый в математике или русском не чувствовал себя полным ничтожеством и конченым человеком. И – а ведь так было – чтобы в школе человеку было эмоционально комфортнее, чем дома, а в компании учителя – интереснее, чем в подворотне. Но понятие «удовольствие от школы» практически не предусматривается, разве в Вальдорфских школах, где жив девиз «учитель важнее предмета».

А так – свежее впечатление. Мама шестиклассника увидела на столе учителя книжечку «Советы газеты» (ее «ПС» выпустило недавно), открыла самый первый, стала читать:

– «Говорят, тяжело в учении – легко в бою»… – вот-вот, я всегда это ему говорю. – «Но это правило для солдат, а не для детей»… – как это не для детей, для детей, конечно… – «Наоборот, всеми силами старайтесь облегчить детям учение, чтобы они полюбили знание»… – еще чего не хватало, облегчить! Он у меня и так ленивый, сам себе все облегчает. А это что у вас, шуточное?

Беда в том, что на этом уровне рассуждений о детях и их образовании находятся не только родители, чьи профессии могут быть далеки от педагогики, но и сами работники образования. Для сравнения: в Германии, где тоже осознают проблему отторжения детей от школы, недавно объявили запрет на домашние задания. Теперь дети могут не бояться идти в школу из-за невыученных уроков, а учителя постараются более качественно использовать учебное время.
У нас, конечно, этот номер не пройдет. Все рухнет. Нам просто не о чем станет разговаривать с детьми – дома и в школе.
Система не работает без «сидеть, бояться», а дети уже не принимают острастку всерьез…

Рейтинг@Mail.ru