Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Когда учиться неохота...

Освежим в памяти азы учебной мотивации!

Некоторые ученики, с энтузиазмом начинавшие новый учебный год, заметно увяли, потеряли интерес к происходящему. Причиной тому то ли осенняя депрессия, то ли чересчур трудные уроки. Как вернуть детям желание учиться?

Четыре причины утраты интереса к учебе

Заботы и горести. Есть обстоятельства в жизни ребенка, на которые педагог повлиять не может: неприятности в семье, в отношениях с друзьями… А еще непомерная нагрузка, которую родители взваливают на детские плечи из лучших побуждений (секции, кружки, репетиторы) или по необходимости (часто оставляют дома с младшими братьями-сестрами, перекладывают на них большую часть домашних забот).

Груз ответственности. Одиннадцатиклассники порой теряют интерес даже к любимым предметам, потому что слишком часто взрослые напоминают им о высокой цене каждой ошибки. Впрочем, и абсолютная безответственность (слишком строгий пошаговый контроль или полное равнодушие взрослых) также не способствует появлению учебной мотивации.

Обязанность быть всегда первым. Завышенные требования предъявляют порой родители, учителя, уверенные, что ребенок должен демонстрировать только высокие результаты. Бывает, непомерно поднимает планку сам подросток (личные амбиции, желание быть не хуже друга, брата, отца…).

Беспросветность. По разным причинам (особенности восприятия, пробелы в знаниях) ребенок вечно получает двойки на контрольных (несмотря на целый вечер, проведенный над книжкой накануне). И не объяснишь невезучему, что за несколько дней учебы не восполнить многолетних пробелов, что присланные «сверху» тесты проверяют все и сразу, не фиксируя приращение, безжалостно обнажая проблемы. Освоить азы, отработать некоторые навыки – не самое увлекательное дело для подростка: он не хочет и не может ждать. Нет мгновенного эффекта? Значит, не мое, значит, мне не нужно.
Очевидно, у детей есть причины разочароваться в школьном образовании. Но у педагога есть возможность вернуть им радость учения.

Пять принципов организации мотивирующего урока

Безопасность и свобода. Если все время боишься последствий и оглядываешься на запреты, ничего и не захочется делать. В то же время ощущение безопасности рождается только при наличии неких рамок, ограничений. Эти ограничения (урок – ситуация, когда нельзя делать что угодно и вести себя как вздумается) позволяют ребенку хотя бы отчасти контролировать собственные неконструктивные эмоции. Помогают ему отвлечься от внутренней тревоги и обратить внимание на что-то еще, за пределами самого себя.
Разумеется, не решив внутренних проблем, ученик не справится и с предметными. Но, переключившись на уравнения и формулы, он одновременно узнает себя, учится справляться с собственным характером.
Возможно, поэтому подростки так благодарны педагогам, способным удерживать рабочую атмосферу на уроке, ощущение безопасной свободы, которое так необходимо для учебы. Конечно, рамки должны быть достаточно широкими, чтобы дать простор самостоятельным действиям, личному интересу, удовольствию.

Самое сложное – определить, какое пространство свободы оставить внутри границ безопасной нормы. Это тем более сложно сделать, что учитель тоже хочет чувствовать себя защищенным, а значит, стремится максимально контролировать ситуацию. Поэтому нужно постоянно анализировать, содержится ли в наших дисциплинарных требованиях помимо ограничений возможность самовыражения для детей.
К примеру, устанавливая законы культурного диалога, обсуждаем требование няе перебивать говорящего, а заодно – категорический запрет высмеивать, осуждать высказывание или самого человека. Ограничение, позволяющее свободно говорить о своих идеях, переживаниях.

Возможность выбора. Между темой урока и интересами ребенка должна быть хоть какая-то связь. Увы, есть дети, не интересующиеся нашим предметом. Но в любой области есть шанс найти что-то для себя увлекательное, если человеку позволяют искать, выбирать. Сама ситуация выбора (темы, группы, формы, режима работы) – залог пробуждения мотивации. Придется ребенку хотя бы присмотреться к вариантам. Примерить их на себя. Уже шаг в нужном направлении.
Надо признаться, это правило справедливо и для учителя. Чтобы не потерять интереса к профессии, педагог тоже должен иметь право выбирать – тему, форму, время… Не существует единственного эффективного способа преподавания. То, что замечательно сработало с этим классом, окажется совершенно бесполезным с другими детьми. Значит, варианты допустимы и желательны.

Общая цель. Идея поставить спектакль, съездить в экспедицию, устроить конференцию увлекает подростка, нуждающегося в общении, в сознании принадлежности к группе сверстников. Молодому человеку хочется чувствовать себя нужным, он готов брать на себя ответственность, если, конечно, его роль, его участие будут замечены, оценены.
Кроме того, возможность устроить вместе с одноклассниками нечто оригинальное в глазах ребенка гораздо почетнее, чем просто учеба. А так, попутно, ради поездки, театра, можно и стихи выучить, и задачки решить…

Игры и соревнования. Именно в игре наиболее свободно (возможность стать кем-то другим) и безопасно (есть оговоренные правила) реализуется ребенок. Про игры в образовании написаны тома.
Проще всего устроить на уроке соревнования (самый распространенный вид игры). Они оживляют учебный процесс, увлекают ребят, но бывают опасны для их самооценки. Поэтому предпочтительны состязания групп.
Соревноваться лучше всего здесь и сейчас, отвечая на вопросы, решая задачки… Сравнивать прошлые заслуги, будь то домашние задания, оценки, не очень полезняо для личности ученика.
Роскошь общения. Групповая, парная работа на уроке – это не только удовлетворение насущной потребности ребенка в общении. Это еще и возможность зара­ зиться чужим интересом, оказавшись за одной партой с сильным математиком или химиком класса, с которым на перемене обычно диалог не возникает.
К тому же одноклассникам в малой группе проще удержать внимание рассеянных учеников. При фронтальной работе педагогу пришлось бы без конца делать замечания или придумывать сложные фокусы для того, чтобы никто не отвлекся. А так – все само собой получается.
Группы организуются по разным основаниям, в зависимости от конктретной задачи (для соревнования нужны равные силы, для исследования – общая тема, почти всегда – дружеские связи, иногда – жребий…). Так больше шансов у школьников обогатить друг друга.
Полезно помнить, что есть дети, которым не нравится работать в группе, не хочется участвовать в коллективных играх. Для них придется придумать какую-нибудь отдельную, вполне уважаемую задачу.


Два печальных факта, с которыми нужно смириться

Во-первых, наши ученики, даже самые лучшие, самые старательные, не могут быть постоянно увлечены учебой вообще и нашим предметом в частности. Значит, нужно научить ребят делать что-то не потому, что хочется, а потому, что нужно. Важно только, чтобы «нужно» было ради чего-то желанного, а не только для спасения от сурового наказания.
Требование выполнять определенные обязанности вне зависимости от желания на самом деле позволяет ребенку не чувствовать себя виноватым, если какая-то тема, предмет его не интересуют.
Честно признаемся, что и педагогу тоже легче пережить ситуацию, когда учеников не удается в конце концов увлечь предметом. Преподаватель проанализирует причины происходящего (наверняка есть вполне объективные), но без отчаяния и сомнений в собственной профпригодности.
Второй факт, с которым нужно смириться: мы не способны напрямую повлиять на внутреннюю мотивацию ребенка. Мы не знаем, почему один ребенок заинтересовался учебой, а другой – нет. Желание видеть всех учеников увлеченными предметом так же неосуществимо, как желание видеть их всех отличниками.
Единственное, что нам остается, – изо всех сил тянуться к идеалу, сформулированному известным генетиком Акселем Каном в интервью для одного французского журнала: «Идеальный педагог – человек, который ассоциируется для ученика с радостью, удовольствием, что не исключает, впрочем, усилия и даже страдания от непреодолимых трудностей».


На всякий случай

Мотивирующая сила оценки

Мотивация бывает не только загадочная, внутренняя, но и очень понятная – внешняя. Она, как известно, сводится к методу «кнута и пряника», к дрессировке, в сущности. Надо признаться, во многих случаях система работает. Особенно когда она продумана с точки зрения последствий.
Если мы на словах требуем от детей понимания темы, а оценки отличные ставим за выученное и отработанное, не поощряя самостоятельные поиски и связанные с этим ошибки, интересные вопросы, очевидно, что дети будут стараться зубрить, не вникая в суть заданного.
Положительное оценивание предпринятого усилия гораздо информативнее для ребенка, чем наказание за ошибку, невыполненное задание.

Дополнительная польза

Скучают все люди одинаково. А вот любопытствуют по-разному. Достаточно вспомнить, какие удивительные вопросы задают дети взрослым. И чем младше дети, тем оригинальнее их вопросы. Ни один родитель, ни один педагог в жизни бы до такого не додумался. Но ведь и сосед по парте не додумался. У него свои вопросы на языке крутятся.
Получается, поддерживая природную любознательность ребенка, мы тем самым содействуем развитию самостоятельности его мышления, способности к независимому поведению. Мы позволяем ученику почувствовать, насколько он отличается от остальных. И насколько своей неповторимостью интересен.

Поиск золотой середины

Манеру работы каждого учителя можно охарактеризовать по трем параметрам.
Прежде всего – степень свободы: полная воля (ученики ходят по классу, разговаривают, не спрашивая разрешения…) или, напротив, состояние тотального контроля (все происходит так, как было запланировано). Затем – использование средств стимуляции внешней (оценки, грамоты или выговоры) или внутренней мотивации. И наконец, уделяем ли мы внимание повышению мотивации группы или индивидуальной увлеченности. Между каждой парой крайностей – бесконечное разно­образие позиций.
Нельзя сказать, что один вариант лучше другого, но иногда интересно найти себя на осях координат. Самый простой способ – нарисовать три линии, обозначить точки противостояния, сначала самому попытаться обозначить свое место между полюсами. Потом уточнить самооценку, опросив коллег (когда-либо посещавших ваши уроки), наиболее внимательных учеников. Окончательный вывод – не приговор и не комплимент. Лишь повод задуматься, в каком направлении стоит совершенствоваться.

Публикация статьи произведена при поддержке детского оздоровительного лагеря «Большое Приключение». Посетив официальный сайт детского лагеря «Большое Приключение», который располагается по адресу http://pro-camp.ru/detskij-otdyh/zimnie_kanikuly/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предлагаемыми видами оздоровительного отдыха, получить помощь онлайн консультанта, который ответит на все Ваши вопросы, и заказать путевку в лагерь. Воспользовавшись предложением детского оздоровительного лагеря «Большое Приключение», и заказав путевку на летние каникулы в Крыму, или любой другой тур, Вы подарите Вашему ребенку настоящее приключение, которое будет радовать своими яркими и приятными воспоминаниями долгие годы.

Рейтинг@Mail.ru