ОРИЕНТИРЫ
Средовой подход: что это значит на практике?
Опыт Мотовиловской школы Нижегородской области представляет Капитолина ТРОИЦКАЯ, заместитель директора по воспитательной работе
В понятие «среда», будь то образовательная, предметная,
воспитательная или развивающая, учителя, как правило, вкладывают разные
смыслы. Чаще всего это означает что-то вроде суммы людей, учебных
пособий, книг, некоторым образом организованного школьного
пространства, уклада... И все это как-то влияет на детей: есть
спортивный зал, много секций, хороший учитель физкультуры – будут
ценить здоровый образ жизни; богатая библиотека пробудит интерес к
чтению. Отчасти это действительно работает. Но как? Если уж мы
пользуемся этим педагогическим ресурсом, хорошо бы понять: среда – это
цель? способ? средство? А заодно и определить для себя, что это вообще
такое, среда.
В Нижнем Новгороде из ответов на эти вопросы родилась общественная
научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании,
руководит которой доктор педагогических наук Юрий Степанович Мануйлов.
Значительная часть сотрудников лаборатории – педагоги, реализующие
средовой подход в школах разных регионов России.
– Так что же
такое среда и как она работает в педагогике? Ведь чтобы быть грамотным
пользователем, нужно хорошо понимать, что за инструмент у тебя в руках.
– Мы часто слышим, что «воспитывает семья» или «школа
воспитывает», но на самом деле воспитывает среда – семьи или школы. То,
среди чего ребенок пребывает. Поэтому в педагогике невозможно изучать
среду вне связи с ребенком. Важно исследовать среду не просто как круг
чего-то или кого-то, а среду какого-то субъекта. Знать, чья среда, так
же необходимо, как представлять интересы, социальные установки и
предпочтения ребенка. При этом мы должны понимать, что среда у каждого
человека своя, обусловленная способом и характером ее восприятия,
образом жизни в целом. У первоклассника она одна, у подростка другая,
хотя оба находятся в одном помещении и окружении. Фильтр для влияния
среды на человека – это его образ жизни, способ бытия. Педагог влияет
на среду, а через нее – на ребенка. То есть это образовательное
средство.
– Средство
очень многомерное и сложное. Какие элементы должен видеть, оценивать,
моделировать педагог?
– Оценивая и изменяя среду, педагог пользуется некоторыми
понятиями. «Трофика» – от греческого «питание», это зрительная,
звуковая, тактильная и прочая информация, которую получает ребенок.
«Ниша» – поле возможностей. Понять, какие ниши занимает ребенок, можно
отследив, какие места он посещает, что там получает. Причем нишей может
быть не только кружок или дворовая компания, но и, например, книги
определенной тематики или общение с конкретным человеком. Чтобы понять,
что такое «стихия», можно вспомнить, как дети массово втягиваются в
модную игру или начинают вдруг безобразничать, разносить все вокруг
себя, а потом не могут объяснить почему. Нас могут увлекать разные
стихии: творчества и разрушения, игры и праздника. Еще один сильный,
важный элемент среды – увлеченный, «меченый» своей идеей или работой
человек. Он, как правило, и вовлекает в нее окружающих.
– Как этими
понятиями может пользоваться учитель, планируя и оценивая свою практику?
– Мы, например, года два назад подумали, что хорошо бы
привнести в школу стихию игры в шахматы. Можно закупить маленькие
столики, разрисовать столешницы как доски, снабдить их фигурами,
расставить в рекреациях – и вся школа заиграет в шахматы. Польза
очевидна: будет происходить общение, да и сама игра полезная,
интеллектуальная. Но не тут-то было. Фигуры стали разбрасывать, а
столики использовать для других игр. Разочарование наше трудно описать.
И если бы мы не проанализировали этот эпизод с точки зрения средового
подхода, могли пойти по, увы, привычному пути: сетовать, что дети
ничего не хотят, мы для них... а им лишь бы ерундой заниматься. Если же
посмотреть на ситуацию с точки зрения средового подхода, окажется, что
мы хотели привнести в школу стихию игры в шахматы, организовали
соответствующую нишу – столы-доски с фигурами. Но при этом не привлекли
к ее созданию самих ребят, и ниша получилась наша, а не детская. К тому
же мы не смогли найти увлеченного, «меченого» игрой в шахматы человека,
который оживил бы это пространство, сделал его привлекательным, играл
бы с ребятами, объяснял правила так, что к нему хотелось бы прийти.
– А об успешном
примере можете рассказать?
– Мы в новом здании совсем недавно. До этого работали в старой
церкви, совсем не приспособленной под школу. Наше нынешнее здание
невыносимо долго строили, и вот наконец мы переехали: есть и спортивный
зал, и столовая, первые месяцы не могли наглядеться и поверить своему
счастью, все расставляли, оттирали. А потом постепенно поняли, что пока
боролись за новое помещение, переселялись, у нас была общая
устремленность. А теперь ее нет, и нужна идея, объединяющее всех дело.
Советовались с детьми, их родителями, обсуждали с педагогами. И пришли
к выводу: нас может объединить музей. В старом здании хранилось много
документов, собранных прошлыми поколениями школьников, но не было
достойного помещения для экспозиции. А теперь у нас столько
возможностей! И эта идея стала стержнем для многих школьных дел – и на
уроках, и вне занятий. К тому же она задала тон в оформлении школы.
Мы решили, что не будем ограничивать территорию музея одним
кабинетом, рассказ об истории села должен пронизывать все пространство
школы, как работа над этой темой пронизывает жизнь ребят и учителей.
Стенды, все в одном стиле, висят в коридорах, кабинетах и рекреациях, а
не только в Зале боевой славы. Это напоминание не только об истории. В
первую очередь школьники постоянно видят плоды своего труда. Они вместе
со взрослыми делали запросы в сельскую администрацию, собирали сведения
и документы, расспрашивали родных и соседей, обустраивали музей,
участвовали в работе над сайтом, где размещены материалы о
четырехсотлетней истории села.
– Как вам
удается находить увлеченных людей, «меченых», в терминологии средового
подхода, ведь школа расположена в селе, не в большом городе?
– Как только появляется на горизонте человек, мастерство
которого может совпадать с интересами детей, мы стараемся уговорить его
прийти в школу. Хотя бы на час в неделю. Так нам повезло с прекрасной
преподавательницей музыки, она купила дом в селе и переехала к нам из
столицы. Благодаря ей мы смогли открыть у себя музыкальную школу, а
раньше одаренные ребята ездили в соседнее село. Теперь у нас даже
музыкальная группа своя есть – благодаря энтузиазму родителей. Они же
видят, когда ребенок с увлечением занимается, стараются поддержать.
Тренер по джиу-джитсу ведет секцию, его тоже пришлось сначала
уговаривать, уж очень мальчишки хотели единоборствами заниматься.
– Получается,
что если ищешь какой-то ресурс, он рано или поздно тебе встретится,
нужно только уметь идти навстречу и быть открытым для сотрудничества...
Но одного человека-энтузиаста мало, нужно еще создать условия. Что
важно учитывать?
– Важно, чтобы дети приняли, обжили нишу. Для занятий должно
быть отведено место, которое дети буду воспринимать как свое.
Достаточно посмотреть, как мальчишки из секции джиу-джитсу бережно
относятся к своему уголку в спортзале, оборудованию. Они ведь сначала
на обычных матах занимались, а это неудобно. Тогда мы, родители и
педагоги, съездили и купили им настоящий татами, разложили потихоньку,
чтоб сюрприз был. Так они теперь на него не надышатся. Важно, чтобы
сами обитатели школы участвовали в ее обустройстве. У нас, например,
пока не оформлена столовая. Можно, конечно, развесить что-нибудь
покупное, но мы решили организовать мастер-класс, где одна наша
выпускница, выучившаяся на дизайнера, будет учить ребят и их родителей
делать коллажи. Их-то и можно будет использовать для оформления.
– Но все эти
элементы используют и в других школах. Что вам дает именно средовой
подход?
– Мы обратились к нему, когда поняли, что утонули в море
специальной литературы, в технологиях и рекомендациях. Просматривая все
это беглым взглядом, думаешь, что это отчасти я умею, это тоже и здесь
что-то знакомое. А средовой подход дает системный взгляд на практику,
позволяет отсеивать ненужное, а все нужное логично, со знанием дела
включать в процесс воспитания. Известно, что «воспитание успешно, если
оно системно».
Может пригодиться
Одна и та же среда воздействует на каждого человека
по-разному. Педагог, ставя воспитательные задачи, должен понимать, как
воспринимает тот или иной ребенок разные элементы среды, чем они питают
его. Это первый этап деятельности воспитателя – диагностический.
Например, для определения, насколько популярны существующие в
школе ниши, мотовиловские педагоги используют анкету «Среда-метафора».
В ней дан список: школа, внеклассное мероприятие, библиотека, семья,
интернет, компания друзей, уличная тусовка, СМИ. Каждой нише,
сообразуясь со своим восприятием, ребенок подбирает метафору из списка:
островок счастья, родник мыслей, уютное местечко, парус надежды,
неизвестный лабиринт, книга жизни, тихий омут, зеленый рай, источник
силы и здоровья, тихая гавань, стена равнодушия, болото (трущобы), сон
разума, мрачный круг, арена борьбы, казарма, больница.
Для диагностики и для того чтобы дети могли хоть
сколько-нибудь осознанно сформулировать свои жизненные цели и пути их
достижения, в Мотовиловской школе используется методика Ю.С.Мануйлова
«Вниз по лестнице, ведущей вверх». Ученикам предлагают список сфер
жизнедеятельности: семья, профессия, общение, материальное
благополучие. Напротив каждой строки предлагается написать: «Что я хочу
иметь в жизни» и «Что мне для этого необходимо уметь». Диагностика
проводится из года в год, и анализ результатов позволяет судить о том,
как меняется жизненная ориентация, насколько сознательно дети относятся
к осуществлению своих целей.
Если вы почувствовали, что средовой подход может оказаться
полезным в вашей практике, познакомиться с ним, а также с людьми,
которые его уже используют, можно на сайте: http://sreda-lab.narod.ru/.