Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Зайцева Юлия

Больше чем читатель. Больше чем газета...

История заочного диалога, начавшегося 20 лет назад

1992 год

 Сегодня мама приехала из библиотечного коллектора и сказала: «А ты слышала, что твой Соловейчик новую учительскую газету издает – «Первое сентября» называется. Очень интересная! Нам про нее на совещании библиотекарей рассказывали, я прихватила один из номеров для тебя, посмотри». Я взяла ее в руки и сразу поняла, что это моя газета – от названия и до адреса редакции с фамилией главного редактора!
Много лет я выписывала «Комсомолку» и оставляла себе последнюю страницу, ту, где «Алый Парус». Недавно показала своим ребятам из школьного пресс-центра эти страницы с разными эмблемами, письмами и ответами Соловейчика, и мы решили назвать наш пресс-центр тоже «Алый Парус». Не потому, что названий не хватает. Просто ребятам очень понравился сам принцип устройства страницы, тем более что и у нас тоже есть отдел писем и ответов. Газета у нас настенная, несколько метров. Завтра обязательно покажу ребятам новую газету и выпишу ее.

1994 год

Январский номер. Евгения Долгинова замечательно написала две статьи – «Словесная неразумность» и «Граница вольности». Я сталкиваюсь и с тем и с другим ежедневно. Культура речи в школе – это просто беда!  Насчет границ вольности… как можно отказать классному руководителю в общении с собственным классом? Трудно находиться все время на грани «как бы чего не вышло», но разве прогонишь ребенка, если он пришел к тебе со своей проблемой, надеясь на поддержку? В моем классе у половины неполные семьи или с бабушками живут. Бывают случаи, когда ты переступаешь границу, но что делать, если кроме тебя помочь некому? В общем, мне кажется, что все ближе и ближе день, когда я тоже напишу в редакцию письмо.

…Статья Соловейчика о свободном учителе. Очень важно однажды осознать это: я – учитель. На пятнадцатом году работы в школе я это осознала! Я обнаружила, что ничего не боюсь – проверок, конфликтов, приятных и неприятных неожиданностей, встреч с родителями, с администрацией, что я ни от кого не завишу и готова отвечать за свои слова и дела, я готова принять критику и замечания в свой адрес, с удовольствием поучусь у более компетентных чему-либо. Я вижу глаза своих учеников, устремленные на меня, и я счастлива! Наверное, это и есть педагогическое счастье… И я вдруг поняла, почему до работы в школе не ощущала себя свободной – просто в школе почти каждый день заполнен созидательной деятельностью – и на уроках, и после них. После уроков особенно интересно.

…Выписываю из газеты. Не могу не выписать, настолько созвучно моим мыслям, а вдруг газета потеряется: «И зло, будучи тьмой, рассеивается только светом. Света же, больше света! Научите людей верному заработку, и не станет половодья грабежей-мятежей. Научите культуре труда, чудодейственным технологиям, научите самопомощи, самоорганизации, самоуправлению, и резко уменьшится тоска по кнуту. Научите не смотреть, а видеть. Научите не мыслям, а мыслить… Научите не бояться будущего. Научите справляться с настоящим. Дайте культуру мысли и дела. Укорять людей, не подготовленных к свободе, за то, что они предпочитают ей привычную серую жизнь, так же бессмысленно, как стыдить ураган или землетрясение. Надобно срочно и во что бы то ни стало привести образование в соответствие с нуждами людей... Давайте поймем! Бытие определяется образованием». И дальше про то, что школьное дело может быть одним из самых вредных и дурных дел на свете, когда оно препятствует развитию интеллекта и свободной мысли. Очень интересно, изменится что-нибудь в этом направлении лет через десять? А через двадцать? Смогут ли люди нашей страны преодолеть страх внутри себя?
У меня пока еще два класса выпустились, но и с тем и с другим мы учились не бояться жить, не бояться говорить то, что думаем, на последних звонках дети не боялись совсем незнакомой жизни, а радовались свободе и самостоятельности. Нам повезло! Мы попали в разгар перемен, сейчас власти не до школы, мы жили, как подсказывала нам собственная совесть! А чиновники, отвечающие за образование, через десяток лет будут думать и делать так же, как Петровский и Бим-Бад.

…На четвертой странице очередная статья Эдуарда Днепрова из истории школьных реформ в России. Согласна, если по указке и поднадзорно, то могут и болванчики работать, только кому такое образование сегодня нужно? А если учителю предоставить право выбора – учебников, программ и т.д., то тогда он и сам должен этим возможностям соответствовать. Способность к развитию нужна не только ученику, но и учителю. Учителю даже важнее! Не знаю, надо что-то делать с отбором в педвузы, менять систему подготовки будущих учителей. Почему кафедры педагогики и психологии в пасынках?

…Вот когда тебе что-то очень нужно, то ты открываешь свою любимую газету и находишь там поддержку и помощь! Решила провести урок на тему «Свобода и равенство – утопия или реальность?». Чего я ее взяла? Да Соловейчик помог задуматься, такой интересный материал был в газете про мастерские Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?». Почему мы часто не задумываемся, читая классику? Я ведь про эти мастерские не раз читала, по Николаю Гавриловичу курсовую по истории педагогики писала, а вот так, как Симон Львович, не задумалась. Урок прошел замечательно, на перемену уходили, продолжая спорить и доказывать. Присутствовавшие учителя сказали, что слишком глубоко копнула, зачем это детям? Какие же они дети? В июне выпускаются!

1995 год

...Две страницы та-акого разворота! Спасибо Андрею Русакову за «Семь лет творенья» – про школу Тубельского. Как я радуюсь, когда в очередной раз из газеты узнаю, что есть такие разные и такие замечательные школы, учителя и конечно же директора – капитаны этих кораблей!

...В следующем номере – блок вопросов про директора. Ответила честно, но знаю, что не напечатают, потому что директоров сегодня не принято хвалить. Но это правда. Директорам очень трудно сейчас, точнее, им трудно всегда, если они понимают, за что взялись. Мы должны не воевать, а помогать друг другу, учиться договариваться. Но мечта любого учителя, желающего работать в школе честно, как и мечта директора, – иметь педагогический ансамбль, а не какофонию.

...Хотела свои записки о газете бросить, а тут новая рубрика – «Эпиграф к уроку», Пушкинская проповедь «О милостыне». Но и на первые две проповеди у меня есть несколько примеров из учительской жизни.

…Случилось! И мой ответ напечатали в газете! Кое-что в нем есть и из этих записок. Письмо длинное. В редакции поделили его на небольшие разделы и придумали удачные названия к ним.

1996 год

Решила все-таки вырезать из газеты то, что пригодится надолго. Сердце ноет, когда ножницами режу по материалу на обратной стороне, и многие страницы оставляю целиком, например – третью. А первая вся изрезана. Колонка редактора, проповеди, а на обратной стороне тоже что-то важное. Но дом мой перегружен бумагами, а меня лечили от аллергии на школьную и газетную пыль. Но в школу хожу, «Золотой кодекс» читаю.

…«Школа как поэзия», 17 сентября – просто чудо! Согласна! Всегда была в хороших отношениях с физиками! Обществознание без этого предмета никуда! Физика – философский предмет, просто основа научного мировоззрения. Очень люблю документальные фильмы про изобретения и великие открытия, записываю, показываю ребятам на уроках, предлагаю и учителям физики, но им на это времени жалко. Увлеклась, а статья-то у Соловейчика про чтение, про то, что физики порой лучше словесников разбираются в литературе.

Выписываю: «В школе все должно преподаваться, как поэзия: физика как поэзия, биология как поэзия, география как поэзия. Только историку, пожалуй, опасно читать стихи. В том-то и беда нашего литературного образования, что мы читаем детям стихи как пояснения исторических событий, и поэзия исчезает».

Не сердитесь, Симон Львович, но многие мои уроки истории не обходятся без поэзии. Благодаря этому я встретилась с книгами, о которых не знала, их приносили мне ребята после моих уроков. Книга Матусовского «Тень человека», это сборник стихов о Хиросиме, киносценарий в стихах «Гусарская баллада», пьеса Владимира Соловьева «Денис Давыдов» и другие интересные поэтические вещи, которые становились основой для наших школьных спектаклей. Но знакомились мы с ними на уроках истории.

…Еще статья: «Действительно ли наша школа лучшая в мире?» –  Симон Львович, у вас Болдинская осень! Что ни номер, то значимая статья! Вопрос болезненный. Не представляю, как нашу школу можно считать лучшей в мире, кто это и когда установил? Школа ежедневно полна родителей, и все что-то начали диктовать учителям. А младшие дети на переменах бегают по всей школе и кричат как оглашенные, новое веяние – дети должны разрядиться. А параграфы в учебниках по пять-шесть листов! По математике некоторые учителя задают детям по 20 заданий. Окна в расписании – дело постоянное. А уж проверяющих и бумажек – это у нас всегда в избытке! И все-таки я люблю приходить в школу утром и начинать день со встречи, потому что каждая встреча с учениками – новое маленькое открытие себя! Встреча – это то, ради чего я хожу в школу.

22 октября. …Не знаю, буду ли что-то еще сюда записывать, стоит ли. Таким сердечным другом были для меня вы, Симон Львович, и вот вас не стало.

Утром к моему кабинету на перемене подошла директор – с газетой, на которой во всю первую страницу фотография Симона Львовича в черной рамке. Все внутри как-то сжалось и замерло, а слез нет. Может быть, если бы слезы потекли, стало бы легче, но они не потекли, и легче не стало.


1999 год

 Дмитрий Шеваров, «Анкета Тарковского» – меня заинтересовали все вопросы, на некоторые захотели ответить и мои ученики.
Когда я дописала, то подумала, что если бы в каждой семье кто-то захотел ответить на эти вопросы, то получилась бы семейная история. Увесистая стопа бумаги – неужели Дмитрий Шеваров все эти фолианты осилит?

…Встречались с выпускниками 1992 года. «Давайте с вами, Юлия Эдвардовна, выпьем за свободу!» – говорит один. «Почему за свободу?» – «А я в школе мечтал, что когда вырасту, то стану таким же свободным, открытым, как вы!» – «Стал?» – «Стал».
Вообще-то он стал врачом-анестези­ологом в военном госпитале. В такие минуты я вспоминаю Симона Львовича и знаю, что он бы порадовался вместе со мной. В то же время всегда эта мысль – что я еще могу сделать для ребят?

2001 год

Вечером достаю из почтового ящика газету и обнаруживаю: почти на половину второй страницы – мои ответы на вопросы анкеты Тарковского под названием «Так много удивительного случается, что все время кажется: жизнь только начинается». Это моя строчка, в таком состоянии я встречаю каждый новый день. Спасибо тебе, газета, за то, что подарила мне меня. Из всех моих ответов на вопросы анкеты Дмитрий Шеваров выбрал те, которые касаются меня, моей семьи и работы. Это было очень неожиданно.

…Моя подруга проходила аттестацию и не прошла. Смолчать я не смогла и привезла заметку в газету. Напечатали, и вовремя! Честно говоря, мне все равно, что у меня 12-й разряд. Когда я читаю положение об аттестации и требования к аттестуемому, мне уже никакого разряда не хочется. Я хочу, чтобы мои ученики смогли реализовать себя в жизни и стали счастливыми. А кто это может измерить? Независимых комиссий не бывает. И я писала: «Недавно одна такая чиновница, член районной аттестационной комиссии, посетила урок моей подруги, которую администрация школы выдвинула и с трудом уговорила пойти на 13-й разряд. На ее уроки литературы я с наслаждением хожу несколько лет! Это один из самых любимых учителей нашей старшей школы. И что же? Чего только не услышала и она, и завуч в свой адрес! И что она научными словами цель не умеет формулировать (она ее формулирует на нормальном человеческом языке), и что дети у нее говорят, перебивая друг друга ( а у нее дети всегда увлечены спором), и что она плохо говорила о Наполеоне (это не она, а Лев Толстой, просто инспектор – математик, видимо, давно Толстого не читал), и что у учителя нет с собой планов-конспектов всех предыдущих уроков, и что завуч не подготовил этого учителя к аттестации, и что если такие учителя подают на 13-й разряд, то что можно говорить об уровне школы…» В общем, приходили, перепроверяли и разряд коллеге дали.

…Рассматриваем с ребятами газету – и ахаем: наша визитная карточка самая большая! Занимает целую треть большой страницы сверху донизу! И наше предисловие, и часть ребячьих ответов! Спасибо тебе, газета, не подвела, оправдала наши ожидания! Это очень важно для ребят – реально увидеть, что они услышаны! Пересняли для нашего пресс-центра – пусть школьный народ почитает.

2002  год

 Три дня проходила в Москве Международная конференция – как вырастить наших детей активными гражданами и патриотами своей страны? Оказывается, это всемирная проблема. При чем здесь ты, моя дорогая газета? Сейчас поясню. Везде за мной ходит маленькая, деловая, симпатичная женщина и что-то записывает, а сегодня она подошла и представилась – Джанет из США. И что-то такое знакомое промелькнуло у меня в мозгу, где-то я ее видела. А она расспросила меня про нашу школу, про мою работу и предложила приехать к ним на полгода – поработать в педагогическом колледже. Я так удивилась! Что же я там могу делать? А то же, что здесь, – рассказывать о своей работе. Но у меня 11 класс, не могу я их бросить посреди года, и я отказалась. Приехала домой, заглянула в свои газетные вырезки и  нашла статью в газете о Джанет Вайллант, июнь 1994 года, «Российская история по-американски». Вот так произошла моя с ней встреча – через 8 лет!

2010  год

В этом году я ушла из школы. Никто не верил. Просто этой весной поняла, что больше не хочу. Вот так, проснулась однажды утром, оглянулась на себя прошлую, посмотрела на сегодняшнюю и решила, что хватит. Летом я начала новую жизнь – уже без школы. Это не значит, что я больше не буду тебя, газета, выписывать и читать. Буду, несмотря на то, что с твоих страниц уже не смотрят на меня ни маленькая девочка, ни Симон Львович, ни другие замечательные лица, я все равно люблю тебя – за верность свободе, педагогике сотрудничества, за тот свет, который ты зажигаешь в сердцах людей, открывающих каждое утро дверь в класс и идущих к детям.

…Начала собирать статьи из газеты «Первое сентября» в отдельные файлы и в папки, получается очень интересно. Делаю надписи – администрации, кл. руководителям, учителям-предметникам, родителям… Рука не поднимается выбросить этот бесценный материал, а в школу пришло много молодежи, пусть полистают, может быть, найдут что-то для себя!

2012 год

21 сентября. Как замечательно, что сегодня солнечный день! Юбилейный день должен быть красочным, радующим глаз! Сегодня Издательскому дому «Первое сентября» 20 лет, и место для празднования чудесное – детский музыкальный театр им. Натальи Сац. Приехала. Все вокруг радует: разноцветный по-осеннему бульвар, кругленький, в веселой шляпе, сосед-цирк, в воздухе тихая радость разлита. Народ у входа не просто собирается, а устраивается маленькими группами, все приветливо здороваются со знакомыми. Вхожу. Под растяжкой «20 лет Издательскому дому "Первое сентября"» уже идет фотосессия на память, по обеим сторонам баннеры, большие обложки предметных журналов. И вот – «Классное руководство», ух ты, на меня смотрит мой класс! И я с ними, еще молоденькая, полная надежд и веры в светлое педагогическое будущее! Вот бы ребята увидели, куда мы с ними через столько лет попали! Эх, дурацкая моя стеснительность, нет чтобы попросить кого-нибудь сфотографировать меня рядом с этой обложкой! В этот момент я подумала, что это самый большой подарок мне от «Первого сентября». Непреднамеренный.

А потом звучали поздравления, звенели бокалы, играла музыка и мужчина в широкополой шляпе танцевал медленный танец со стройной женщиной...

Виктор Федорович Шаталов угостил меня клубникой и спросил, чего это я рукава закатала– к сражению готовлюсь? Нет, я мирная и добрая, и ссориться ни с кем не собираюсь, тем более здесь и сегодня!

Потом, в зале, Артем Соловейчик рассказывал, каких успехов достиг Издательский дом за 20 лет. Замечательные слова говорили все выступающие – такие знакомые лица, которые много лет остаются верны общему делу – педагогике сотрудничества! А на экране такое дорогое лицо – Симона Львовича Соловейчика! Смотрите, Симон Львович, сколько чудесных дел родилось из нашей газеты! Как много людей она смогла объединить! Позади меня мужчина и женщина разговаривали на английском, значит, были и иностранные гости. А как на сцене пели! И не только про кузнечика!.. А как завели всех девчонки с барабанами!  

Ну и, конечно, я дождалась еще одного подарка – маленькой книжечки «Советы газеты». Не сердись, но я взяла их две – одну для нашей школы, пусть повисят эти советы в учительской! А другую – для себя. Я еще тоже над ними поразмышляю!

5 октября. Пришла в родную школу на праздник. Увидела много красивых, радостных лиц! Мне тоже многие обрадовались! А учитель информатики, мой бывший ученик, даже сказал, чтобы я не в чужие журналы писала и в контакте общалась, а занялась редактированием электронной газеты на сайте школы! Но это, наверное, не для меня.

Подарила учителям большую папку с твоими статьями и «Советы газеты». Прочитала стихи. Рассказала о твоем празднике, о твоих достижениях, о своих небольших публикациях. Миссия выполнима!

Рейтинг@Mail.ru