Восхождение на бумажную гору
В него рискует превратиться введение новых ФГОСов
«Законы хорошие, люди не те», – говорят чиновники. «Люди как
люди, а вот законы…» – уверены на местах. Отчасти сошлись на том, что
засада – руководители среднего звена. Сидят некомпетентные бюрократы,
искажают волю власти на свой манер и наслаждаются самодурством. Но так
ли все просто?
Вот что пишет замдиректора школы по поводу введения ФГОСов:
«Съездил вчера на занятие
курсов, где рассказывают о написании образовательной программы для
школ, пытающихся вводить новый стандарт для средней ступени уже сейчас.
Ведущий взялся перечислять перечень нормативных документов,
инструктивно-методических писем, положений, приложений к положениям,
комментариев к положениям и так далее – гора бумаг, большая часть
которых должна быть разработана в школе. Я гляжу на все это
великолепие, и вдруг меня осеняет: это же защита! Текущая
система пытается защититься от введения нового стандарта вот таким
типичным для нашей ментальности способом. А именно: забюрократизировать
и похоронить под ворохом бумаг основополагающие идеи нового стандарта,
а потом, когда этот ворох окажется неподъемным, еще и дискредитировать
их утверждениями типа «раньше было лучше, а теперь всякие там УУД, в
школах ничего не понимают».
Глядя на весь тот перечень нормативных актов и
прочей макулатурной продукции, можно говорить об устойчивой вероятности
того, что новый стандарт в большинстве случаев заработает только на
бумаге. А до реальной работы, боюсь, не доберемся. По крайней мере там,
где будет пахнуть реальной работой, всегда найдется к чему придраться:
а что это у вас, уважаемые, положение номер восемнадцать дробь два не
представлено? А другие школы-то вон какие молодцы, даже приложение
номер девятнадцать-прим разработали и систему критериев оценки
применимости данного приложения к основным пунктам положения номер
тринадцать привязали, и с уставом увязали, и концептуальные основы
инициативы «Наша новая школа» учли полнее на целых восемь
процентов! Плохо работаете!
А те стандартопослушные, кто ухитрится эту систему честно
разработать и попытается ввести, обнаружат, что с жизнью она имеет
приблизительно столько же общего, сколько бумага имеет общего с
деревом, из которого она изготовлена».
…С одной стороны, в законе ясно сказано, какие основные документы
должны быть в школе: устав и основная образовательная программа. И
можно думать, что порождают бумагопоток методисты на местах, защищаясь
от настоящей работы. Но с другой – сами посмотрите на этот федеральный
документ: http://fgos-oo.ru/index.php/documents.
Чем-чем, а лаконизмом он не страдает.
И учителя по-прежнему запихивают в жернова. Неужели не жаль?