Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Восхождение на бумажную гору

В него рискует превратиться введение новых ФГОСов

«Законы хорошие, люди не те», – говорят чиновники. «Люди как люди, а вот законы…» – уверены на местах. Отчасти сошлись на том, что засада – руководители среднего звена. Сидят некомпетентные бюрократы, искажают волю власти на свой манер и наслаждаются самодурством. Но так ли все просто?

Вот что пишет замдиректора школы по поводу введения ФГОСов:  

«Съездил вчера на занятие курсов, где рассказывают о написании образовательной программы для школ, пытающихся вводить новый стандарт для средней ступени уже сейчас. Ведущий взялся перечислять перечень нормативных документов, инструктивно-методических писем, положений, приложений к положениям, комментариев к положениям и так далее – гора бумаг, большая часть которых должна быть разработана в школе. Я гляжу на все это великолепие,  и вдруг меня осеняет: это же защита! Текущая система пытается защититься от введения нового стандарта вот таким типичным для нашей ментальности способом. А именно: забюрократизировать и похоронить под ворохом бумаг основополагающие идеи нового стандарта, а потом, когда этот ворох окажется неподъемным, еще и дискредитировать их утверждениями типа «раньше было лучше, а теперь всякие там УУД, в школах ничего не понимают».

Глядя на весь тот перечень  нормативных актов и прочей макулатурной продукции, можно говорить об устойчивой вероятности того, что новый стандарт в большинстве случаев заработает только на бумаге. А до реальной работы, боюсь, не доберемся. По крайней мере там, где будет пахнуть реальной работой, всегда найдется к чему придраться: а что это у вас, уважаемые, положение номер восемнадцать дробь два не представлено? А другие школы-то вон какие молодцы, даже приложение номер девятнадцать-прим разработали и систему критериев оценки применимости данного приложения к основным пунктам положения номер тринадцать привязали, и с уставом увязали, и концептуальные основы инициативы «Наша новая школа» учли полнее на целых восемь процентов!  Плохо работаете!
А те стандартопослушные, кто ухитрится  эту систему честно разработать и попытается ввести, обнаружат, что с жизнью она имеет приблизительно столько же общего, сколько бумага имеет общего с деревом, из которого она изготовлена».
…С одной стороны, в законе ясно сказано, какие основные документы должны быть в школе: устав и основная образовательная программа. И можно думать, что порождают бумагопоток методисты на местах, защищаясь от настоящей работы. Но с другой – сами посмотрите на этот федеральный документ: http://fgos-oo.ru/index.php/documents. Чем-чем, а лаконизмом он не страдает.
И учителя по-прежнему запихивают в жернова. Неужели не жаль?


Рейтинг@Mail.ru