РЕПОРТАЖ
Вдохновитель жизни, или Открытая педагогика Александра Петрынина
Этой осенью Хабаровскому краевому центру
психолого-педагогической реабилитации и коррекции исполнилось 20 лет.
Для многих сотен детей это единственный Дом, который приберегла для них
трудная судьба, а Александр ПЕТРЫНИН, создатель Дома и вдохновитель
жизни в нем, – уникальный шанс выбраться к нормальному будущему. Мы
встретились и поговорили с Александром Геннадьевичем.
«Судьба и все такое»
Эта фраза пробегает в рассказе о себе Степана, выпускника
Хабаровского краевого центра психолого-педагогической реабилитации и
коррекции. Что сказать, места здесь такие, с высоким уровнем
криминальности. Территория перенасыщена исправительными учреждениями,
сюда ссылают, тут проходит наркотрафик из Китая. Соответственно –
социальное неблагополучие, сиротство, лидерство территории по
подростковой преступности. Трудно многим детям. Кого не могут защитить
собственные родители, у кого родителей вовсе нет. Порой нет дома,
только ночевка в киоске, пока там работает мать. И преступная среда
встречает их с распростертыми объятиями. Для них Александр Петрынин 20
лет назад и основал свой центр, чтобы – в прямом смысле – было где
приклонить главу.
Он говорит: «Социальные встряски неизбежно порождают
беспризорность, двадцать лет назад были пиковые данные: 80% молодежи с
судимостью! Сейчас уровень ниже, но не потому, что проблемы решены, а
потому, что преступность стала латентной, дети состоят в закрытых
криминальных группировках».
Хватило сил поверить этим брошенным, кого полюбить очень
сложно, помочь им взглянуть на себя с верой. Первым делом Петрынин
нашел для них искренних, умелых педагогов, понятно, что дело не в
наличии педобразования, а совершенно в других качествах. Учреждение он
сделал открытым, то есть вход и выход свободны, мальчики и девочки
вместе. На широкую ногу поставил медобслуживание. И дальше – жизнь,
трудная, сообразная контингенту, без особого волшебства. Но все-таки
педагоги достигают пороговой социализации детей: большинство
выпускников работают, имеют семьи. Ремиссия от токсикозависимости –
65%, тогда как в спецучреждениях для малолетних – 4%.
Здесь каждый день ЧП по
расписанию
В общем, основная задача центра – не допустить детей в места
лишения свободы. Туда, где они будут ходить в телогрейках и в черной
спецодежде, жить за колючей проволокой. Петрынин рассказывает про
туберкулез и многое другое, потому что «наши дети часто посещают
пенитенциарные учреждения». То есть достичь цели получается не всегда.
Опыт ранних лишений, голода, употребления психотропных веществ, жизни,
когда матери торгуют своими дочерьми, – это в одночасье не снимается.
Петрынин рассказывает: «Детей мы обследуем, и у всех в крови высокий
уровень тестостерона, «гормона агрессии», у девушек тоже, все против
них: и наследственность, и внешние факторы». Я спрашиваю о том, какой
внешний фактор главный. И слышу:
– Пренебрежение к личности человека. Отсюда все: и
наркотизация-алкоголизация, и дерзкие преступления. Потому и называются
«дерзкие», что «пренебрегая личностью»…
– Есть какие-то особые компетенции у педагогов-реабилитологов?
– Да. Человеческое отношение. Принять любого, дать настрой на
преодоление горя и несчастья…
– Преодоление – чем?
– Приобщением к красоте мира, человеческим отношениям. Мы
много путешествуем, это сильнейшее средство реабилитации. Ездим и
близко, на Японское море, и далеко, в Москву, а также за границу
летаем. Ребята живут ожиданием поездки, знают, что взять всех не
получится, поэтому стараются быть лучше, отказаться от вредных
привычек, продержаться. Мечта – сильный воспитывающий фактор. А
исполнение мечты, поездка, ребят приподнимает. Отношение к миру и к
людям меняется в корне.
Здесь надо сообщить читателю, что сам Александр Петрынин, его облик,
манера говорить, смотреть – отдельное «средство реабилитации». С ним –
покой и надежда. Легкий аккуратный человек с одухотворенным лицом,
именно «настоящий учитель». Не «новый», «современный», а один такой на
все времена и народы. И он размышляет:
– Что надо воспитать в первую очередь? Не поведение, нет. А
произвольность и рефлексию. Внимание к себе. Отсюда краткость перечня
требований к наставляющему взрослому: искренне желающий и
профессионально умеющий. Методики – дело второстепенное. У нас сотни
авторских публикаций по подготовке педагогов для работы с детьми,
склонными к криминальному поведению. Но это лишь орнамент к сути,
которую я только что выразил в двух словах.
Где мы и кто мы?
– Впереди, конечно, понимание человека и его места, а не
рецепты, – продолжает Александр Петрынин. – У Макаренко, например,
масса рецептов для педагогов, работающих в закрытых учреждениях. Но мы
не закрыты, мы в условиях открытого образовательного пространства, это
принципиально важно для нормальной социализации. Но базовый принцип –
воспитание через доверие – макаренковский. Лучшего средства
реабилитации не придумано. Хотя полюбить наших детей очень трудно,
обычная реакция – отвернуться, а то и потребовать изоляции.
Далее. Алгоритм Макаренко – авторитет. Авторитет руководителя,
коллектива, знания. Но мы сегодня видим, что лучше работает понятие
«культура»: культура доверия, культура помощи, культура знания. Разница
большая, потому что очень много значит рефлексия. И надо учить
проговариванию себя. Ведь ребенок чрезвычайно заинтересован в знании
взрослого о нем, правда, такого, которому можно доверять. И
представьте, каково взрослому, если рассказ ребенка – это похвальба:
вот сколько он употребил, да вот сколько у него половых контактов было,
да он вот что украл… ответственность огромная. Ты это узнаешь и не
знаешь, как помочь. Вот он должен деньги, его сильно напрягли. Что
можно ему сказать? А сделать? Тут высший пилотаж – предупредить самые
опасные ходы. Это ведь так звучит его просьба о помощи. Вы знаете
средство? (смеется) А средства очень часто зависят от погоды на улице.
Для нас очевидно, что просто запретить криминальные ценности
невозможно. Нам это не пресечь. Но можно провести их замещение. Вот у
нас каждый кабинет имеет не номер, а имя: Родная Словесность,
Отечественная История. У нас звонки на урок – колокольчики. У нас есть
Горница, Трапезная, Самоварная. Через произнесение этих слов человек
присваивает их смыслы. Да, конечно, многие наши дети осуждены за
серьезные правонарушения, но вот их зовут в кабинет Родной Природы, и
уже никто внутри себя не подонок. Многие дети талантливы невероятно, мы
каждую субботу проводим какое-то шоу. Опять же – очень большая
неустойчивость интересов, что есть, то есть.
На высочайшем уровне
– Главное для педагога – очень хотеть помочь и помогать. Есть,
конечно, формальные вещи, например, каждый работающий обязательно ведет
педагогические наблюдения. И когда читаешь: «N. срывает уроки, всех
обижает, но так хочется его обнять…» – понимаешь, что такое не
подделать. А потом этот N. украл ботинки и рассказал ей, и она его
уберегла от худшего расклада событий.
Все медицинские услуги у нас в центре свои, это важно. Бывает, ребенок
никогда в больнице не был, на него карта с рождения не заведена. Потом:
часть детей проживают дома, но бывает, до дома не доходят, не доезжают,
что-то цепляют – и тут наши медики, как служба безопасности, дети им
полностью доверяют. Такие случаи бывали – после операции аппендицита по
снегу, в трусах, бежит парень из больницы в центр. Там, оказывается, с
ним не так обращаются. Вообще-то у нас есть и «педагогическая
реанимация» – временный приют для тех, кому дома быть опасно, сюда
приходят и ночью, и в неадекватном состоянии, и под дозой, и всяко.
Эмиссия от наркомании у нас 65%. Мы исходим из того, что в детском
возрасте зависимость психологическая, а не физиологическая, то есть
дети все время в деятельности, тогда это преодолевается. Выпускники
приходят, говорят нынешним: было, было, но нас спасли.
Не редкость роды у девочек до 16 лет, никто еще младенца не бросил, об
аборте речи не может быть. Материнство – удивительнейшее средство
реабилитации: став матерью, девочка преображается, начинает чувствовать
ценность человеческой жизни. Говорит мне: «Я так боюсь войны». – «А
что?» – «Как же я его спасу?» Вот что делают семейные узы! Так они
необходимы!
Образование как шанс не
попасть в колонию
Уже пора сказать, что центр Петрынина – это и обычная
общеобразовательная школа, где все, как везде: уроки, экзамены,
документы. Правда, в вузы идут учиться лишь некоторые, они наперечет. В
школе два учебных плана: обычный и для переростков, то есть план
вечерней школы с профподготовкой. Дается пять рабочих профессий на
выбор, так что самостоятельно зарабатывать на жизнь выпускники могут
сразу по окончании школы.
– Все-таки за решетку некоторые попадают, 3–5%, не больше, –
рассказывает Александр Петрынин. – Ну а в закрытых интернатах рецидив
40– 50%! Мы наших и там не бросаем, для проведения уроков в сизо у нас
есть специальная доска, приносим, учим – а у них там огромный интерес к
учебе проявляется. Скучно в камере...
…Столь глубока преданность Петрынина и его команды питомцам,
что и проводив за порог, они смотрят им вслед. Лонгитюдов у них
невероятное количество, но фильмы о жизни детей производят потрясающее
впечатление. С 1997 года ребят начали снимать, сначала «просто так»,
потом с целью заинтересовать их собственным образом, что немало, само
собой – мероприятия зафиксировать, а уже сейчас из этого огромного
материала монтируются биографические документальные фильмы –
талантливая работа Тамары Повидайко, Ирины Аксеновой, Сергея Забелина.
По силе воздействия фильмы не уступают «Рожденным в СССР», и тут время
сказать: настоящее – оно всюду настоящее.
Сегодня дети без попечения родителей, которые подрастают в
центре, сами разыскивают братьев и сестер, оформляют опеку и забирают
их к Петрынину. Петрынин, конечно, на 100% от преступления не защитит,
но шанс даст, да какой…
– Вы уже получили наши фотографии??– взволнованно спрашивал
Александр Геннадьевич после того, как отправил их в газету. – Какие они
у нас красивые, увидели? Самые лучшие!..