В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
А ты записался в электронный университет?
Новая образовательная инициатива: учитесь сами
Похоже, слова о том, что на смену информационному и знаниевому
обществу приходит креативное, состоящее из людей с собственным видением
и миссией, готовых менять мир и редактировать реальность, начинают
обретать плоть. Применением потенциала «новых» начали заниматься в АСИ
(Агентство стратегических инициатив). Ключ к решению нашли:
легитимизация неформального обучения.
23 октября АСИ направило в правительство проект «дорожной
карты» по созданию «Национальной системы компетенций и квалификаций».
Экспертам предстоит оценить планы создания национального
онлайн-университета на 1 млн слушателей, получение
специального образования непосредственно на производстве и
госфинансирование студентов вузов в зависимости от их успеваемости.
Руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ, отвечающего за
подготовку «дорожной карты», Дмитрий Песков убежден в необходимости
этих действий, так как те 25 млн
высококвалифицированных работников, которые потребуются России в 2020
году, при существующей системе профессионального образования не
подготовить. Для системного решения задачи необходимо использовать
новые инструменты, и электронный университет – одно из решений. Другое
– обучение на предприятии. Предлагается законодательно разрешить и
стимулировать возможность проведения отдельных модулей образовательной
программы вне образовательных учреждений на базе работодателей или
нескольких образовательных учреждений без создания специальных
структурных подразделений. Право на преподавание в образовательных
учреждениях отраслевыми экспертами-практиками надо закрепить в законе
«Об образовании в РФ».
Одно из революционных предложений – пересмотреть схемы финансирования
бюджетных мест в высших учебных заведениях. Чтобы финансировалось не
бюджетное место в вузе, а конкретный человек, нужно ввести институт
образовательного капитала, выдаваемого всем выпускникам государственных
и частных школ по результатам ЕГЭ. Образовательный капитал должен
приниматься всеми государственными образовательными учреждениями, при
этом 50% финансирования образовательного учреждения должно
производиться напрямую из бюджета, а 50% – на основе
образовательных ваучеров учащихся. А номинал капитала должен быть
привязан к баллу ЕГЭ выпускника: чем выше, тем больше.
…Хорошо, но отчасти не ново. «Образовательный капитал», например, –
всего лишь другое название проваленного в начале нулевых проекта ГИФО
(государственное именное финансовое обязательство). Напомним, тогда
ГИФО задумывалось в качестве основного мотиватора для ЕГЭ и экономистом
Татьяной Клячко были проведены тщательные разработки, но вышло так, что
отсекли причину от следствия.
Пожелаем АСИ удачи в редактировании реальности.