Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Дашковская Ольга

Законные сомнения

Похоже, министерские объяснения грядущих перемен вызывают только следующие вопросы

Законопроект «Об образовании в РФ» воспринимается гражданами неоднозначно, и, дабы приостановить ложные слухи и домыслы, Минобрнауки разработало и разместило на своем сайте брошюру, содержащую ответы на самые распространенные вопросы по документу. В том числе: в чем принципиальные отличия нового закона от ныне действующего, какие права и преимущества закон обеспечивает различным категориям граждан, с какой целью вносились те или иные изменения. Однако и по прочтении приходится сомневаться. 

Льготы отменяют?

Новый законопроект отменяет право на внеконкурсное поступление в вузы для различных категорий льготников, в том числе детей-сирот, инвалидов. Вместо этого предусмотрены три формы гос­поддержки для этих граждан. Обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении; преимущественное право зачисления в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях; прием в пределах установленной квоты (данная льгота распространяется только на детей-инвалидов и инвалидов I и II групп).
Поскольку граждане, относящиеся к категории льготников, расценивают изменения как ущемление своих прав, Мин­обрнауки объясняет введение этих мер необходимостью упорядочить систему льгот и преимуществ и обеспечить равные возможности всем абитуриентам.
Однако, по мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, в проекте закона «Об образовании в РФ» недостаточно отражен вопрос гарантий обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В своем интервью «РИА Новости» он отметил, что в документе не прописаны четкие требования к российским регионам в части реализации положений закона об инклюзии: «Фактически это означает, что развитие такого обучения дается на откуп региональным властям, что может привести к тому, что проблема так и не сдвинется с мертвой точки».


Лицеи и гимназии упраздняют?

В законопроекте предлагается новая классификация уровней образования: дошкольное становится ступенью общего, начальное профессиональное «растворяется» в среднем профессиональном, а высшее теперь включает в себя три подуровня: бакалавриат; специалитет и магистратура; подготовка кадров высшей квалификации. Сюда входят аспирантура, ординатура и другие формы, которые раньше относились к послевузовскому образованию.
Кроме того, в новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их видовая классификация вообще отменена. По официальной версии это позволит устранить избыточное дробление ОУ, которое создавало необоснованные административные барьеры и трудности при лицензировании и государственной аккредитации. Это нововведение вызвало тревогу у некоторых представителей педагогического сообщества, пошли слухи о том, что лицеи, гимназии, центры образования прекратят свое существование.
Но как объяснила заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, деление школ по видам и категориям отменяется де-юре, все школы будут общеобразовательными. Однако никто не препятствует сохранению классов с углубленным изучением конкретных дисциплин, можно даже оставить в названии учреждения информацию о наличии профильных программ.
По мнению же члена-корреспондента РАО Валентина Полонского, незначительные на первый взгляд изменения в наименовании учреждений затруднят правовое регулирование в сфере образования. Необходимо будет внести изменения в документы ОУ, – также потребуются многочисленные изменения в названии учебных программ, связанных с уровнями и цензами обучения, – в Федеральные государственные образовательные стандарты по всем учебным дисциплинам.


Тонкая грань между платным и бесплатным

В обществе много говорят о том, что после принятия нового закона образование станет платным. Да, в законопроекте прописана норма о том, что государство обязано обеспечить каждого гражданина бесплатным общим образованием в рамках ФГОС. Более того, говорится о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. И даже так: в противном случае образовательная организация должна эти деньги вернуть обучающимся или их родителям.
В то же время в Государственной программе «Развитие образования 2013–2020», утвержденной правительством 11 октября этого года, предусмотрено увеличение объема внебюджетных ассигнований в сфере образования. Возможно, речь идет о вузах, в настоящее время около 80% общего объема семейных расходов направляется именно на высшее образование. И эта цифра может увеличиться, поскольку авторы правительственного законопроекта намерены уменьшить количество бюджетных мест. Так, вместо действующей ныне гарантии – 170 студентов на 10 тыс. населения, бесплатно обучающихся за счет бюджета, – в ст. 104, п. 2 предлагается установить новую норму: 800 студентов на 10 тыс. молодежи от 17 до 30 лет. Своеобразная логика. Она состоит в том, что эта возрастная когорта имеет тенденцию к сокращению (в 2006 году доля молодежи составляла 23%, а в 2016 году, согласно прогнозу Росстата, уменьшится до 18% от общей численности населения) – соответственно будет уменьшаться и количество студентов, обучающихся за государственные средства. И если ничего не менять, то к 2015 году количество выпускников школ сравняется с количеством бюджетных мест в вузах, что приведет к обессмысливанию высшего образования.
Однако по прогнозам первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, реализация новой нормы приведет к тому, что к 2020 году число бюджетных студентов уменьшится примерно на 700 тыс. и высшее образование станет еще менее доступным, еще менее качественным. В той логике, что бюджетное образование более качественное, потому что порой студенты, заплатившие деньги, уверены, что уже сделали для получения диплома все.


Обещания правительства под вопросом?

Еще больше сомнений вызывает реализация социальных обязательств, которые манифестировало правительство, потому что принятый 19 октября в первом чтении федеральный бюджет предусматривает снижение расходов на образование с 627 миллиардов в 2013 году до 592 миллиардов рублей в 2015-м. Причем львиная доля затрат перейдет в регионы, большая часть которых является дотационными. Уже по данным за второй квартал этого года, только в 14 территориях средняя зарплата учителей сравнялась со средней по экономике.
Самым проблемным станет 2014 год, когда с федерального на региональный уровень передадут доплаты за классное руководство и когда закончится программа модернизации региональных систем образования – на ее реализацию с 2011 по 2013 г. выделено 120 млрд руб­лей.
Не вызывает оптимизма и финанси­рование отрасли на более отдаленную перспективу. Выступая на заседании правительства 11 октября, министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что для достижения целей, поставленных в Государственной программе «Развитие образования (в том числе повышение зарплаты педагогических работников), необходимы дополнительные средства в размере от 104 млрд в 2016 году до 360 млрд рублей в 2020 году. В этой связи Минобрнауки планирует на очередных этапах бюджетного цикла выносить вопрос об увеличении федерального финансирования образования.


Рейтинг@Mail.ru