Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Новый закон «Об образовании в РФ»: преимущества и риски

Нововведений много. Однако конкретного механизма их реализации пока не видно

17октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в Российской Федерации».
Представляя законопроект, министр образования и науки Дмитрий Ливанов подчеркнул, что он напрямую затрагивает интересы большинства наших граждан – учеников и их родителей, учителей, преподавателей и всех, кто вовлечен в образовательный процесс. А тот факт, что за 2 года обсуждения документа поступило свыше 20 тыс. предложений, свидетельствует о том, что закон написан самими гражданами.

Все хорошее сохраняется, неопределенности устраняются… 

Законопроект расширяет государственные гарантии бесплатности образования. В документе предусмотрено использование модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Фиксируются меры социальной поддержки учащихся, право на бесплатное обеспечение учебниками и учебной литературой. Урегулированы вопросы питания, подвоза учащихся к образовательным организациям, предоставления общежитий, выплаты стипендий.
В проект включены нормы об образовании детей-инвалидов, при этом приоритет отдан инклюзивному (совместному) обучению наряду с сохранением специальных коррекционных учреждений.
Проект закрепляет особую роль учителя и учительского сообщества в определении образовательной политики через введение нового института педагогической экспертизы.
Родители получат статус полноправных участников образовательного процесса и возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией.
Все образовательные учреждения должны будут вести сайты в интернете, где будут публиковать законодательно установленный перечень информации о своей деятельности. Это избавит учителей от бумажной волокиты и заполнения большого количества отчетов.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя программы подготовки как специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих.

…но оппоненты так не считают

Известно, что, приняв правительственный законопроект, Дума отклонила в первом чтении альтернативный законопроект «О народном образовании», подготовленный депутатами от КПРФ. Однако летом на опальный проект обратил внимание Дмитрий Медведев, одобрил его на заседании Открытого правительства. Сегодня вице-спикер Госдумы Людмила Швецова оптимистично оценивает перспективы поиска совместных компромиссных решений. В Думе создана межфракционная группа, задача которой – доработать правительственный законопроект ко второму чтению, в том числе с учетом ряда положений альтернативного.
Но самих коммунистов такой симбиоз не устраивает: «Общественность уверяют, что из двух законопроектов будет сделан один. Это, конечно, неправда. Слишком радикально они отличаются. Но надеюсь, какие-то предложения в интересах образовательного сообщества нам все-таки удастся провести» – читаем на сайте Олега Смолина.
И по мнению председателя профильного комитета Госдумы Александра Дегтярева, цели и задачи двух законопроектов схожи, но предложенные для их решения инструменты существенно различаются.
Совпадение происходит примерно по 10-ти позициям, касающимся прав граждан на получение доступного и бесплатного образования на всех уровнях, которые гарантированы Конституцией. Различий на порядок больше.
Так, авторы альтернативного законопроекта сохраняют уровень начального профессионального образования, ЕГЭ предлагается сделать добровольным, а вузам предоставляется право самим выбирать двухуровневую систему обучения, традиционный специалитет или бакалавриат + магистратура. Они предлагают прописать в законе так называемый «золотой стандарт» – обязательный набор предметов, знания по которым каждый школьник сможет получать либо на базовом, либо на профильном уровне.
Однако основные противоречия связаны с финансированием системы образования. Расходы на нужды отрасли должны выделяться в объеме не менее 7% ВВП (в настоящее время – 4,1%), стипендии студентам вузов должны составлять не менее 80% от прожиточного минимума (сейчас они в 5 раз ниже). Также предлагается освобождение образовательных учреждений от налогообложения.

Кто накормит учителя?

Объективности ради стоит заметить, что оба законопроекта дают повод для критики. Коммунистов обвиняют в популизме, разработчиков правительственного законопроекта – в отсутствии конкретных механизмов реализации нововведений.
Может быть, действительно, нецелесообразно фиксировать в законе долю расходов на образование или размер студенческих стипендий? Практика применения закона «Об образовании» от 1992г. показала, что эти нормы все равно не выполнялись и очень скоро их пришлось отменить. Но что принципиально – так это отсутствие каких бы то ни было конкретных гарантий по зарплатам педагогических работников в правительственном документе. Ведь после согласования правительственного законопроекта с Минфином из него исчез даже тезис о приравнивании зарплаты учителя к средней заработной плате по экономике региона! И согласно последней версии документа, этот вопрос будет регулироваться в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Глава 13, ст. 104, п.2).
Что это значит, всем хорошо понятно. Оплата труда школьных учителей, воспитателей детсадов, преподавателей техникумов будет полностью зависеть от возможностей региональных и муниципальных бюджетов. Так же будет решаться вопрос компенсации коммунальных льгот для сельских педагогов (Глава 5, ст. 48, п.9). Уже сегодня депутаты завалены письмами, в которых сельские учителя выражают возмущение и тревогу по этому поводу.
Представитель «Справедливой России» и зампред профильного комитета Госдумы Виктор Шудегов считает, что новый закон передаст всю власть в руки чиновников, которые будут принимать нормативные акты во исполнение закона. Ну, а после исчезновения из последней версии законопроекта нормы, гарантирующей педагогам зарплату не ниже средней по экономике региона, глава о статусе педагогических работников, по его мнению, превратилась в набор слов.
Напомним формулировку: «Закон расширяет государственные гарантии и закрепляет особую роль учителя».
Этим смущены и представители партии власти.
Александр Дегтярев считает, что в законе должны быть более четко прописаны положения о компенсациях для сельских учителей и об академических свободах, об инклюзивном и электронном обучении. Скорее всего, формулировки будут позаимствованы из альтернативного законопроекта.
Людмила Швецова утверждает, что нынешние положения проекта, касающиеся зарплаты учителя, размыты и никуда не годятся. Должны быть четкие формулировки, которые бы гарантировали рост расходов на образование от ВВП и защищали бы интересы педагогов: «Финансирование образования не должно зависеть от возможностей регионов. Интересы учителя мы должны защитить – финансовыми стандартами и нормативами, от которых нам ни в коем случае отступать нельзя».
… Ожидается второе чтение. С 1 января 2013 г. закон «Об образовании в РФ» должен вступить в силу. У депутатов еще есть время для работы над ошибками.

Рейтинг@Mail.ru