Новый закон «Об образовании в РФ»: преимущества и риски
Нововведений много. Однако конкретного механизма их реализации пока не видно
17октября Госдума приняла в первом чтении правительственный
законопроект «Об образовании в Российской Федерации».
Представляя законопроект, министр образования и науки Дмитрий Ливанов
подчеркнул, что он напрямую затрагивает интересы большинства наших
граждан – учеников и их родителей, учителей, преподавателей и всех, кто
вовлечен в образовательный процесс. А тот факт, что за 2 года
обсуждения документа поступило свыше 20 тыс. предложений,
свидетельствует о том, что закон написан самими гражданами.
Все хорошее сохраняется,
неопределенности устраняются…
Законопроект расширяет государственные гарантии бесплатности
образования. В документе предусмотрено использование модульных и
дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого
взаимодействия образовательных организаций. Фиксируются меры социальной
поддержки учащихся, право на бесплатное обеспечение учебниками и
учебной литературой. Урегулированы вопросы питания, подвоза учащихся к
образовательным организациям, предоставления общежитий, выплаты
стипендий.
В проект включены нормы об образовании детей-инвалидов, при этом
приоритет отдан инклюзивному (совместному) обучению наряду с
сохранением специальных коррекционных учреждений.
Проект закрепляет особую роль учителя и учительского сообщества в
определении образовательной политики через введение нового института
педагогической экспертизы.
Родители получат статус полноправных участников образовательного
процесса и возможность выбирать учебные предметы для своих детей,
участвовать в управлении образовательной организацией.
Все образовательные учреждения должны будут вести сайты в интернете,
где будут публиковать законодательно установленный перечень информации
о своей деятельности. Это избавит учителей от бумажной волокиты и
заполнения большого количества отчетов.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет
включать в себя программы подготовки как специалистов среднего звена,
так и высококвалифицированных рабочих.
…но оппоненты так не
считают
Известно, что, приняв правительственный законопроект, Дума
отклонила в
первом чтении альтернативный законопроект «О народном образовании»,
подготовленный депутатами от КПРФ. Однако летом на опальный проект
обратил внимание Дмитрий Медведев, одобрил его на заседании Открытого
правительства. Сегодня вице-спикер Госдумы Людмила Швецова оптимистично
оценивает перспективы поиска совместных компромиссных решений. В Думе
создана межфракционная группа, задача которой – доработать
правительственный законопроект ко второму чтению, в том числе с учетом
ряда положений альтернативного.
Но самих коммунистов такой симбиоз не устраивает: «Общественность
уверяют, что из двух законопроектов будет сделан один. Это, конечно,
неправда. Слишком радикально они отличаются. Но надеюсь, какие-то
предложения в интересах образовательного сообщества нам все-таки
удастся провести» – читаем на сайте Олега Смолина.
И по мнению председателя профильного комитета Госдумы Александра
Дегтярева, цели и задачи двух законопроектов схожи, но предложенные для
их решения инструменты существенно различаются.
Совпадение происходит примерно по 10-ти позициям, касающимся прав
граждан на получение доступного и бесплатного образования на всех
уровнях, которые гарантированы Конституцией. Различий на порядок больше.
Так, авторы альтернативного законопроекта сохраняют уровень начального
профессионального образования, ЕГЭ предлагается сделать добровольным, а
вузам предоставляется право самим выбирать двухуровневую систему
обучения, традиционный специалитет или бакалавриат + магистратура. Они
предлагают прописать в законе так называемый «золотой стандарт» –
обязательный набор предметов, знания по которым каждый школьник сможет
получать либо на базовом, либо на профильном уровне.
Однако основные противоречия связаны с финансированием системы
образования. Расходы на нужды отрасли должны выделяться в объеме не
менее 7% ВВП (в настоящее время – 4,1%), стипендии студентам вузов
должны составлять не менее 80% от прожиточного минимума (сейчас они в 5
раз ниже). Также предлагается освобождение образовательных учреждений
от налогообложения.
Кто накормит учителя?
Объективности ради стоит заметить, что оба законопроекта дают повод для
критики. Коммунистов обвиняют в популизме, разработчиков
правительственного законопроекта – в отсутствии конкретных механизмов
реализации нововведений.
Может быть, действительно, нецелесообразно фиксировать в законе долю
расходов на образование или размер студенческих стипендий? Практика
применения закона «Об образовании» от 1992г. показала, что эти нормы
все равно не выполнялись и очень скоро их пришлось отменить. Но что
принципиально – так это отсутствие каких бы то ни было конкретных
гарантий по зарплатам педагогических работников в правительственном
документе. Ведь после согласования правительственного законопроекта с
Минфином из него исчез даже тезис о приравнивании зарплаты учителя к
средней заработной плате по экономике региона! И согласно последней
версии документа, этот вопрос будет регулироваться в соответствии с
решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления (Глава 13, ст. 104, п.2).
Что это значит, всем хорошо понятно. Оплата труда школьных учителей,
воспитателей детсадов, преподавателей техникумов будет полностью
зависеть от возможностей региональных и муниципальных бюджетов. Так же
будет решаться вопрос компенсации коммунальных льгот для сельских
педагогов (Глава 5, ст. 48, п.9). Уже сегодня депутаты завалены
письмами, в которых сельские учителя выражают возмущение и тревогу по
этому поводу.
Представитель «Справедливой России» и зампред профильного комитета
Госдумы Виктор Шудегов считает, что новый закон передаст всю власть в
руки чиновников, которые будут принимать нормативные акты во исполнение
закона. Ну, а после исчезновения из последней версии законопроекта
нормы, гарантирующей педагогам зарплату не ниже средней по экономике
региона, глава о статусе педагогических работников, по его мнению,
превратилась в набор слов.
Напомним формулировку: «Закон расширяет государственные гарантии и
закрепляет особую роль учителя».
Этим смущены и представители партии власти.
Александр Дегтярев считает, что в законе должны быть более четко
прописаны положения о компенсациях для сельских учителей и об
академических свободах, об инклюзивном и электронном обучении. Скорее
всего, формулировки будут позаимствованы из альтернативного
законопроекта.
Людмила Швецова утверждает, что нынешние положения проекта, касающиеся
зарплаты учителя, размыты и никуда не годятся. Должны быть четкие
формулировки, которые бы гарантировали рост расходов на образование от
ВВП и защищали бы интересы педагогов: «Финансирование образования не
должно зависеть от возможностей регионов. Интересы учителя мы должны
защитить – финансовыми стандартами и нормативами, от которых нам ни в
коем случае отступать нельзя».
… Ожидается второе чтение. С 1 января 2013 г. закон «Об образовании в
РФ» должен вступить в силу. У депутатов еще есть время для работы над
ошибками.