ВРЕМЯ НА ВЕСАХ НАШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Дети темных аллей
Путешествие в родовое гнездо Голенищевых-Кутузовых
Пусть
мир во зле лежит, пусть
тьма царит кругом –
Я верю, высшему внушению
послушен,
Что храм красы стоит и цел,
и неразрушен,
Что светлый Бог Добра живет
во храме том…
Арсений Голенищев-Кутузов
Два года назад я написал о русском поэте Серебряного века Арсении
Голенищеве-Кутузове. С тех пор мне хотелось взглянуть на те места, на
те темные аллеи, откуда явился в русскую поэзию этот грузный и нежный
человек, отторгнутый современниками и забытый потомками. Аллеи эти мне
хорошо почему-то представлялись – липовые, полные застенчивого сумрака
и уютной древности.
Звонок по мобильному:
– Помните, вы писали про нашего графа?
– Какого графа? – не понял я.
– Арсения Аркадьевича.
– Голенищева-Кутузова? Помню, конечно.
– Тогда приезжайте! Встречаемся в Кимрах, у библиотеки, в
полдесятого утра, и едем в Печетово.
– А что случилось?
– Война двенадцатого года!.. Печетово… памятная доска…
дедушка…
Связь пропала, и я остался в недоумении: а дедушка-то при чем
тут?
* * *
Я приехал в Кимры рано утром. Город лежал как неживой.
Сумеречно, глухо. На память пришли строки:
Светает. Я один. Все тихо. Ночь уходит
И тени за собой последние уводит…
Впрочем, Арсений Аркадьевич в этих местах не только
мечтательно бродил по аллеям, но и был предводителем дворянства. О
газовых фонарях, дорогах и земской больнице, наверное, хлопотал.
Но оказалось, что памятную доску в Печетове открывают не поэту
Голенищеву-Кутузову, а его деду, участнику войны 1812 года. Я с трудом
скрыл свое удивление: в истории фигура Павла Васильевича
Голенищева-Кутузова, деда поэта, выглядит несколько мрачновато. В 1825
году он стал генерал-губернатором Петербурга, сменив на этом посту
убитого на Сенатской площади генерала Милорадовича. Николай I назначил
Голенищева-Кутузова руководить казнью декабристов, и тот не отказался.
Вот и мне отказываться было поздно. Пусть, утешал я себя, и не
тот Голенищев-Кутузов, пусть дедушка, но – аллеи! имение! графские
развалины! – вот куда я влекусь мечтою давней…
В «газели» кимрской администрации меня, как московского гостя,
усадили впереди, рядом с водителем и заведующей отделом культуры
Маргаритой Аркадьевной Пучковой.
Асфальт быстро закончился, пошла разбитая грунтовка, подобная
стиральной доске. Солнце бежало над лесом, и наконец-то позади осталась
чудовищная свалка вдоль Ильинского шоссе и сами несчастные Кимры
скрылись из виду…
Можно было вздохнуть и вспоминать любимые стихи, и любоваться
на осень, проезжая сквозь девичий строй берез, посаженных здесь после
войны школьниками и фронтовиками.
Но почему-то всё стояли перед глазами кимрские темные улочки с
редкими вставками ярко освещенных магазинов и коммерческих ларьков.
Право же, несчастнее Кимр трудно что-то найти в 130 километрах от
Москвы. Бываю здесь на протяжении двадцати лет и каждый раз уезжаю с
перевернутой душой.
Славный городок на берегу Волги, застроенный в конце XIX –
начале XX века красивейшими особнячками в стиле модерн, в 1990-е годы
оказался фактически захвачен наркодельцами и криминалом. И сегодня он
лежит в руинах. Повсюду полусгоревшие или полуразрушенные здания. На
центральной площади в витрине бывшего магазина среди битого стекла,
окурков и бутылок сидит котенок и неотрывно смотрит на прохожих, будто
спрашивая: вы люди или уже нет?
Психологи, а вслед за ними и наша газета, не раз напоминали:
«В классе не должно быть ничего поломанного. Поломанная вещь вызывает у
детей безотчетную агрессию». Но как быть учителю там, где не одна вещь
поломана, а вся окружающая среда превращена в пепелище? Там, где нормой
стал пьяный хаос, а чистый и аккуратный школьный класс воспринимается
детьми как диковинка?
Почти двадцать лет молодежь здесь сидела на игле. Целое
поколение ребят проводили на кладбище. И теперь кажется, что на
кимрских улицах почти нет ребятишек. Маргарита Аркадьевна не
соглашается со мной: «Детей стало больше».
Спрашиваю о судьбе Центральной районной библиотеки имени
А.Фадеева – как раз у ее дверей мы встречались ранним утром. Красивое
старинное здание в самом центре города пришло в страшный упадок.
Невольно вспоминается название первого фадеевского романа: «Разгром».
Ремонта в библиотеке не было с 1985 года. На первом этаже, где
размещается детская библиотека, ребятишек уже стараются не заводить в
читальный зал – со стен валится штукатурка, на потолке протечки от
дождей, повсюду трещины. Библиотекари пытаются прикрыть всю эту нищету
и позор картонными стендами да старенькими портретами классиков, но от
такой стыдливости становится на сердце еще страшнее и горше.
Маргарита Аркадьевна соглашается и рассказывает, как пытается
достучаться до своего начальства, но бюджет района хронически пуст.
Вслед за фабриками и заводами умерло льноводство, птицеводство,
животноводство... И правда: по пути в Печетово, за полтора часа дороги,
я видел лишь двух коров и небольшую отару овец. Немногих здешних
фермеров доконала африканская чума свиней – предупреждающие о ней
плакаты стоят здесь вдоль дорог, довершая бедственную картину.
В самих Кимрах бюджет худо-бедно пополняется, но городская и
районная администрации, мягко говоря, не дружат, поэтому городу нет
дела до районных библиотек.
Одна из последних обсуждаемых тем на кимрских интернетфорумах:
в здании, где еще недавно была детская музыкальная студия,
расположилось… похоронное бюро.
* * *
Первое, что мы увидели, добравшись до Печетова, –
величественный храм Святого великомученика Димитрия Солунского с двумя
колокольнями. Специалисты говорят, что он был построен по образцу
Преображенского всей гвардии собора в Санкт-Петербурге. Храм возвели в
1830-е годы на средства Павла Васильевича и окрестных помещиков в
память о павших в Отечественной войне 1812 года.
Очевидно, что эта война была для графа главным событием в
жизни. Он прошел ее с первых дней и до самого конца. Именно Павел
Голенищев-Кутузов был послан Александром I в Петербург с вестью о
взятии Парижа и завершении войны.
Семейный склеп Голенищевых-Кутузовых в Димитриевском храме был
разрыт и разграблен в 1960-е годы. Очевидно, целью мародеров была
наградная сабля Павла Васильевича. Она пропала бесследно.
Кстати, в имении Голенищевых-Кутузовых не только храм
напоминал о войне 1812 года, но и две наполеоновские пушки, которые
Павел Васильевич привез с войны в качестве трофея. Два раза в год – на
Пасху и на престольный праздник – по приказу барина пушки производили
салют.
Традиция эта, говорят, соблюдалась и при Арсении
Александровиче. Вообще-то по наследству усадьба перешла поначалу не к
нему, а к его старшему брату. В 1876 году брат оказался в долгах,
имение Шубино было назначено к продаже за долги. 28-летний
Голенищев-Кутузов в эту пору был в свадебном путешествии за границей.
Узнав о том, что грозит родовому гнезду, молодые срочно вернулись в
Россию и выкупили его.
Храм в Печетове закрыли в 1930-е. Там сначала хранили зерно,
потом солили кожи. Сейчас невозможно войти в храм без слез – часть
крыши сорвана, стены с фресками позеленели от плесени, фрески
разрушаются, пол в алтаре частично провалился, старинный иконостас,
восстановленный было нынешним настоятелем храма отцом Михаилом Бакуном,
вновь разграблен и зияет пустотами. Один Тихон Задонский скорбно
взирает на нас, и невозможно смотреть ему в глаза.
Помню, и в советскую пору больно ранили заброшенные
провинциальные храмы, но тогда совесть как-то обманывалась
новостройками: вот дом культуры или магазин – почти как в городе, а вот
светлая школа, и из нее выбегают веселые дети…
Сегодня заброшено все, что досталось от предков. То, что еще
недавно отрицало друг друга – «царское» и советское, – подверглось
одинаково варварскому разорению. Вот и в Печетове почти впритык к
гибнущему храму с покосившимся крестом стоит кирпичный двухэтажный
универмаг с выбитыми окнами и дверьми. А еще чуть подальше – закрытый
на замок большой клуб.
Глазу утешиться ну совершенно не на чем. Только если задрать
голову и посмотреть в небо. Или на старые дубы и липы. И строки, еще
недавно казавшиеся легкой музыкой юности, наливаются тяжестью
пророчества: «Меняют люди адреса, // Переезжают, расстаются, // Но лишь
осенние леса // На белом свете остаются…» (Геннадий Шпаликов).
* * *
Глядя на все это, начинаешь чувствовать какое-то вязкое
бессилие. Тут невольно вспомнишь о барине, о Павле Васильевиче, и
вообще об институте военных губернаторов, назначавшихся императором в
самые беспокойные регионы. И Павел Васильевич ведь не только подавлял
свободомыслие. В Петербурге он завершил возведение здания Главного
штаба, отстроил и открыл Мариинскую больницу на Васильевском острове и
театральное училище. При нем (а он губернаторствовал всего четыре с
небольшим года) было построено пять мостов, началось строительство
зданий Александринского театра, Сената и Синода, трех институтов...
Таким же крепким хозяйственником он был и на своих землях в
Тверской губернии. И это очевидно даже два столетия спустя – в деревнях
Сельцы и Шубино люди и сегодня (!) живут в каменных домах, построенных
для своих крестьян Павлом Васильевичем. И это вовсе не вросшие в землю
лачуги, а крепкие красивые дома из красного кирпича, в которых зимой
тепло, а летом прохладно.
И сегодня тут нет ни одного жителя, будь то местный или
дачник, кто бы не знал о Кутузове и не говорил с гордостью: «Мы –
кутузовские». Когда в 1980-е годы здешние деревни были еще полны народу
и молодежь ходила на гулянье в другой район, то там их, бывало,
встречали кличем: «Бей кутузиков!» Но кутузики были крепкими орешками,
все как один ходили служить в армию и в обиду друг друга не давали.
На открытии памятной доски Голенищеву-Кутузову вдруг кто-то
вспомнил пожары 2010 года: как подошел огонь к деревне Неклюдово и как
первыми бросились сражаться с огнем школьники. Благодаря им деревню
отстояли.
В избе, где помещается печетовская администрация, я увидел
выцветший стенд, посвященный Гене Воронову – шестикласснику Печетовской
школы, который в 1973 году погиб, спасая колхозное поле от огня. Пожар
начался от упавшего на поле высоковольтного провода.
Рядом со стендом – табличка на дверях: «Печетовский
фельдшерско-акушерский пункт». Дверь распахнулась, вышел невысокий
человек с чемоданчиком. Мы поздоровались. Я понял, что передо мной
врач, и спросил, можно ли посмотреть его медицинское хозяйство. Он
пригласил пройти – в двух комнатах, отведенных под медпункт, было очень
чисто, очень скромно и очень холодно. Вспомнилось чеховское Мелихово –
Антон Павлович в таких же комнатках принимал крестьян.
Я спросил о проблемах с оборудованием, достал блокнот,
готовясь записывать.
– Проблем нет, – сказал доктор.
Я удивленно посмотрел в его строгие серо-голубые глаза.
– Совсем никаких проблем?
– Никаких.
Я растерянно затих.
Доктор добавил:
– Мне надо на вызов, извините.
Мы простились в коридоре. Доктор ушел.
«Какой-то странный, – подумал я, – ведь голые стены,
нищета, а он – “проблем нет”».
Я стал дальше читать на стенде про Гену Воронова. Библиотекарь
(печетовская библиотека в этой же избе) спросила:
– А вы доктора-то нашего видели?
– Видел.
– Так это младший брат Гены.
* * *
Сейчас в Печетове школьников не осталось – школу
«оптимизировали» шесть лет назад. Местных ребят перевели учиться за
тридцать пять километров в Неклюдово. Уютное и аккуратное здание
Печетовской школы администрация пыталась продать фермерам-пчеловодам
под мини-гостиницу, но сделка не задалась. Порос бурьяном школьный
двор, недавно воры сняли проводку. И только в интернете МОУ
«Печетовская основная общеобразовательная школа» еще «как бы» живет.
Один из образовательных порталов дает снимок Печетовской школы,
сделанный из космоса, и предлагает: «На данной странице Вы можете
оставить отзывы о Печетовской основной общеобразовательной школе». Есть
даже телефон школы: 6-09-19. Такая же история с соседней деревней
Паскино – школы лет шесть как нет, а Всемирная сеть не в курсе и
сообщает, что в Паскинской школе есть историко-краеведческий музей.
После «оптимизации» школ из Печетова и Паскина уехали все
семьи, где были школьники. Ведь только это и держало людей – работы в
этих местах и так давно нет.
Переехал в село Малое Василево и многодетный отец Михаил, ведь
у него уже и внукам сейчас нужна школа. Государство, как и в
1920–1930-е годы, стало детонатором распада и запустения на селе. Тогда
закрывали храмы, сейчас – школы, а результат один – сокрушение основ
русской деревни.
* * *
Читатель скажет мне: да сколько можно плакать, скажите лучше,
что делать. Хорошо, попробую сказать (хотя, наверное, это будут
очевидные вещи, которые приходят в голову каждому, кто ездит по нашей
глубинке).
Среднерусской провинции, где нет нефти и газа, самой уже не
выбраться. Поэтому с земством, о возрождении которого так горячо пекся
двадцать лет назад Александр Исаевич Солженицын, мы опоздали. Время
упущено. Те сильные, самодостаточные люди, на которых могло бы
опереться земство, – они или уехали, или погибли.
И сейчас остается одно – вернуться к забытому явлению под
названием «шефство». Казалось бы, это слово должно быть любимым у
нашего гражданского общества, и странно, что его не слышно ни в СМИ, ни
на митингах, нигде. Может, оттого, что оно звучит как-то по-советски?
Тогда давайте назовем это «патронатным сотрудничеством» или еще
каким-то привлекательным современным термином. Главное, чтобы все
чувствовали суть этого доброго явления. Этого живого делания, где
можно, к счастью, обойтись без власти и без чиновников.
Здесь закрутиться все может с очень простых сердечных
движений. Вот столичный банк берет на буксир костромскую глубинку,
создавая рабочие места и привлекая инвестиции. Вот московский храм,
сияющий новенькими куполами, принимает под опеку дальний вятский
приход. Вот престижная московская гимназия с воодушевлением берет
патронат над сельской школой в тверских лесах…
Кто-то закричит: нельзя поощрять иждивенческие настроения!
Пусть лучше меньше пьют! Сами дошли до такой жизни, пусть сами и
выбираются!..
Но тогда у нас не будет одной страны для всех. Будут Рублевки
и Барвихи для немногих – и нищие резервации для всех остальных. Будет
беда.
* * *
Во всей бывшей кутузовской округе осталась одна воцерковленная
бабушка – Антонина Александровна Базанова. Во время войны ее,
девчонку-подростка, арестовали за неявку на разработку торфа и
отправили на воркутинские шахты. Когда война закончилась, девушку
отпустили домой. Непосильная, надсадная работа отозвалась на здоровье,
детей уже быть не могло. Было от чего обидеться на Бога и на людей, но
не найти сейчас в округе более радостного, отзывчивого и приветливого
человека, чем баба Тоня. С весны до осени она нянчится с детьми
дачников, и они обожают ее.
В Кимрском районе есть замечательный праздник, которого нет,
кажется, нигде в России. Каждый год 30 сентября, в день святых Веры,
Надежды, Любови и матери их Софии, в Кимрах отмечают человека не за
какие-то успехи и тем более не за популярность или богатство, а просто
за то, что он – хороший человек. Праздник так и называется – День
хорошего человека. Быть может, в этом году очередь дойдет и до тети
Тони Базановой? На открытие памятной доски она пришла из своей деревни
Сельцы, обнималась с печетовскими подругами, плакала и любовно глядела
на ребятишек Неклюдовской школы, всю церемонию стоявших в почетном
карауле у портрета генерала от кавалерии Павла Васильевича
Голенищева-Кутузова.
Портрет нарисовал художник Юрий Михайлович Рылеев с литографии
Джорджа Доу. У кимрского художника генерал получился как-то добрее и
мягче, чем на литографии, где он уж очень воинственный. Портрет раньше
висел в Печетовской школе, напоминая ребятам о том, кто они и откуда.
* * *
На днях моя знакомая, вернувшаяся из Франции, рассказала мне,
что в одном небольшом прованском городке она увидела странное название
улицы: «Улица Пропавших в России». Оказывается, улица названа так в
память наполеоновских солдат, не вернувшихся из похода в Россию. Многие
из них не погибли, а именно пропали на русских просторах – замерзли,
умерли от голода, сгорели в пожарах…
Такая улица могла бы быть в каждом нашем городе и в каждой
деревне – в память о русских людях, пропавших в своей же стране.
В 1917 году исчезла из своего имения вдова поэта Арсения
Голенищева-Кутузова графиня Ольга Андреевна, и до сих пор никто не
ведает ее судьбы. А потом пропавших с каждым годом становилось все
больше и больше. Исчезали навсегда в лагерях и на войнах
священнослужители, крестьяне, врачи, учителя…
Вьется под сводами печетовского храма – высоко-высоко, там,
где фрески с ангелами, – какая-то белая птица. Очевидно, влетела через
дыру в кровле, а обратной дороги найти не может. И не знаешь, как ей
помочь…