ИМЯ И СЛОВО
Формула Гальперина
О человеке, который впервые ввел понятие «действие» в качестве единицы психологического анализа
2 октября 1902 г. в Тамбове родился выдающийся отечественный
психолог Петр Яковлевич Гальперин. Значение его трудов для современной
теории обучения трудно переоценить.
Гальперин мыслил психологию как объективную науку о
субъективном. Или как науку об объективности субъективного. Будучи
врачом-психоневрологом по образованию, но одновременно и участником
харьковской группы психологов во главе с А.Н.Леонтьевым, он стремился
осмыслить эту объективность в логике, принципиально отличной от
естественно-научной. И искал метод, который позволял бы воссоздать
психологу объективную реальность изучаемого не так, как это делают
физики, химики, биологи. А именно на них ориентировались психологи,
всякий раз притязая на «объективность».
Он ввел понятие «действие» в качестве единицы психологического анализа.
Действие имеет строение, где разные по психологической природе элементы
увязаны в единое целое. Ни ощущение, ни эмоция, ни другой психический
процесс сам по себе действием (деятельностью) не является.
Уже более полувека эта тема дискутируется. Внешнее предметное
действие – не уплощение ли, не упрощение предмета психологии? Такой
вопрос вытекает из уверенности, что во внешнем действии психологии
меньше, чем во внутренней мысли или переживании. А в основе этой
уверенности – стихийный, не отрефлексированный дуализм, расщепление
человека на «духовное» и «телесное».
Но когда слепоглухой ребенок гладит своей левой ручкой правую – в
похвалу за то, что ей удалось решить простенькую задачу (наблюдения в
знаменитом Загорском интернате), разве это не работа самосознания в
форме, единственно доступной таким детям? Нет, внутренний мир человека
не может быть абсолютно пустым. И обучать человека методом «наполнения
сосуда» – мартышкин труд.
Однако именно это обстоятельство стало поводом для острых дискуссий,
начиная с I съезда психологов СССР. Петр Яковлевич, как известно,
вкладывал в определение умственного действия две характеристики:
во-первых, оно совершается в словесной форме «про себя», а во-вторых,
оно «сокращено» и «свернуто» в отличие от развернутых вовне предметных
действий. На этом и базируется его знаменитая теория усвоения и метод
поэтапного формирования умственных действий.
«Идеальный план» – это не репродукция свернутых до схематизма внешних
действий разного уровня, как раз через эти действия и совершаются
поиск, ориентировка, опробование, планирование, контроль. «Идеальный
план» – это не потаенный чулан, который заранее приготовили для того,
чтобы складировать «утрамбованный» опыт внешних действий – а именно в
действиях идеальный план впервые возникает, формируется, строится.
Хотя с методом поэтапного строительства этого плана сегодня можно и
нужно спорить, бесспорно другое: гальперинское понимание «идеального
плана» привело его любимого ученика Василия Васильевича Давыдова к
очень важным выводам. В своих исследованиях он показал, что полная,
конкретная, получаемая в готовом виде ориентировка действия не
позволяет обучаемому проникнуть в сущность явления, и если ее
использовать систематически, мышление атрофируется. Наоборот,
ориентировка на самостоятельный поиск сущности, когда учащийся не
получает обобщения в готовом виде, а самостоятельно идет к ним, сам
строит свою деятельность в конкретных случаях, – развивает и
воспитывает мышление.
«Познать, – пишет В.В.Давыдов,– значит найти всеобщее как основу, как
единый источник некоторого многообразия явлений, и затем показать, как
это всеобщее определяет возникновение и взаимосвязь явлений,
существование конкретности».
Их завет: искать и находить в единстве реального и идеального, внешнего
и внутреннего, телесного и духовного; всегда находиться в процессе
преображения.
Петр Яковлевич любил повторять латинское изречение: «Feci, quodpotui,
faciant meliora potentes» – я сделал все, что мог, кто может, пусть
сделает лучше.