МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Старая скрипка с трещиной на верхней деке
Разбирая во время ремонта антресоль, я обнаружил странный
продолговатый предмет, завернутый в ткань и полиэтиленовую пленку.
«Интересно, – подумал я, – что бы это могло быть...»
Вытерев накопившуюся за долгие годы пыль, я положил предмет на
стол и развернул. Передо мной лежала старая, давно забытая скрипка. Она
была без струн, без нескольких колков, но все так же красива и изящна,
как тогда, когда я увидел ее много лет назад в построенном еще до
революции подмосковном деревянном особняке и сразу влюбился. Я взялся
за гриф и поднес инструмент к подбородку. Как почти пятьдесят лет
назад, правая рука на мгновение замерла в воздухе, а затем провела
невидимым смычком по невидимым струнам. Скрипка запела, и вместе с чуть
уловимой мелодией стали возникать смутные воспоминания...
– Через неделю пойдем в музыкальную школу, – сказала мне мама в один из
последних летних дней. – Хочешь научиться играть на каком-нибудь
инструменте?
В небольшой комнате нашей коммуналки, в которой я жил с отцом,
мамой и бабушкой, у окна стояло пианино «Красный Октябрь», и бабушка
почти каждый день музицировала. Я привык к музыке и во время игры
подсаживался поближе. Как зачарованный я следил за бегом пальцев по
клавишам и, притихнув, ловил удивительные звуки. Закончив, она сажала
меня рядом и просила, чтобы я тоже что-нибудь наиграл. У меня был
хороший слух, и мне не составляло труда одним пальцем подобрать простой
мотивчик. На большее моего терпения не хватало. Меня манили другие
дела: манила уличная свобода, манил двор, где кипела мальчишеская –
настоящая – жизнь...
Я не знал, хочу ли я научиться играть на каком-нибудь инструменте, но
почему-то сказал маме, что хочу.
– На каком? Хочешь на пианино?
– Нет. Не хочу на пианино. На скрипке, – уверенно сказал я, –
если учиться, то только на скрипке.
– Почему на скрипке? – удивилась мама. Она была уверена, что
раз дома стоит пианино, то я обязательно назову его.
– Потому что она – красивая. И звук самый красивый. Из всех
инструментов у скрипки самый красивый звук, – так же уверенно сказал я.
– Ну хорошо. На скрипке, так на скрипке.
На следующей неделе мы с мамой пошли на прослушивание.
Музыкальная школа находилась в пяти минутах ходьбы от нашего дома.
Небольшой кирпичный трехэтажный дом стоял на углу Самотеки и Троицкой.
Войдя в здание, мы поднялись на второй этаж и оказались среди таких же
соискателей – мам со своими чадами, заполнивших коридор перед входом в
актовый зал. Мы заняли очередь и сели на стоящие вдоль стены обитые
красным бархатом стулья. Через некоторое время нас пригласили войти. В
центре зала за столом, покрытым зеленым сукном, расположилась приемная
комиссия. К нам подошла одна из женщин, записала мою фамилию, имя и
инструмент, на котором я бы хотел учиться играть. Затем предложила маме
присесть и подождать, а меня взяла за руку и подвела к стоящему на
сцене роялю.
– Не страшно? – спросила она меня.
– Нет, – ответил я, хотя было страшно.
– Ну и молодец. Я сейчас сыграю мелодию, а ты попробуй напеть.
Хорошо?
– Хорошо, – сказал я.
Она сыграла «Во поле береза стояла» и посмотрела на меня. Я
повторил.
– А вот эту? – И она сыграла еще одну мелодию.
Я пропел и ее.
– Умница, – похвалила женщина, – а теперь пропой ноту.
Она нажала на клавишу. Я пропел. Она нажала на другую. Я
пропел другую.
– Теперь попробуй пропеть по очереди две. – Она нажала
одновременно на две клавиши.
Я пропел оба звука.
– Теперь три.
Я прислушался и пропел три.
– Отлично, – сказала женщина, – абсолютный слух. На каком
инструменте ты хочешь играть?
– На скрипке.
– Почему? – задала она тот же вопрос, что несколькими днями
раньше задавала мама.
– Красивая потому что. И звук самый красивый. Из всех
инструментов.
– А рояль тебе разве не нравится? – И она сыграла короткий
отрывок из «Лунной сонаты».
– Нравится. Моя бабушка это играет. «Лунная соната» Бетховена.
– Правильно, – удивилась женщина и посмотрела в сторону людей,
сидящих за столом. – А что еще играет твоя бабушка?
– Много чего. Чайковского, Дюрана, Листа, Бетховена...
Женщина еще раз посмотрела на комиссию.
– Так почему не хочешь на рояле?
– Скрипка красивее. Она нежная, – немного смутившись, сказал я
первое, что пришло в голову.
– Ладно, хорошо. – Женщина подошла к столу.
Я остался стоять у рояля. Немного посовещавшись с членами
комиссии, она подозвала меня и маму.
– Ну что же, – обратилась женщина к маме, – у вашего сына
очень хороший слух. Покажи ладошки, – уже мне.
Я протянул к ней ладони. Из-за стола вышел сухощавый мужчина.
Он взял в свои большие руки мои маленькие и внимательно осмотрел.
– Отличные руки. Редкие пальцы. – Он внимательно посмотрел на
маму, а потом на меня. – Будешь учиться игре на скрипке. Я стану твоим
педагогом. Зовут меня Владимир Кузьмич Староверов. Не забудешь?
– Не забуду, – сказал я, догадываясь, что «испытание»
закончилось и меня приняли.
Я не знал, рад я или нет, но то, что у меня «очень хороший
слух» и «отличные руки», я запомнил.
На первое занятие «по специальности» я пришел в новом, недавно
купленном по этому случаю костюмчике. Из-за рояля поднялся Владимир
Кузьмич.
– Здравствуйте, – обратился он сначала к маме и потом уже ко
мне, – добро пожаловать, молодой человек. Поздравляю вас с первым
учебным днем. Ну что, приступим. – Владимир Кузьмич пододвинул один из
стульев и сел рядом с нами.
Он рассказал, какую скрипку мы должны купить, какие ноты будут
необходимы, как мы будем заниматься... Мама что-то записывала, а я
слушал Владимира Кузьмича и смотрел на его руки, вернее, на левую руку,
концы пальцев которой были как бы распилены пополам. Владимир Кузьмич
поймал мой взгляд:
– Это – от струн. Видишь, какие канавки струны проделали за
долгие годы. У тебя таких не будет, не волнуйся.
Почему я не должен был волноваться, я не понял, но таких
канавок на пальцах я точно не хотел.
Как оказалось впоследствии, Владимир Кузьмич был прав...
Первую мою скрипку-«восьмушку» я помню очень хорошо. Совсем крохотная,
ярко-оранжевая, она лежала в маленьком футлярчике, уютно устроившись, и
выглядела скорее игрушкой, чем музыкальным инструментом. Но именно на
ней я учился верно держать смычок, аппликатуре и расположению позиций.
На ней я зубрил первые гаммы и стал играть совсем простенькие этюды.
Она – мой первый музыкальный дружок и недруг одновременно. Дружок –
потому что ввела меня в мир замечательной скрипичной музыки и
познакомила с выдающимися скрипичными мастерами, а недруг – из-за
вечных обид, которым я подвергался от мальчишек нашего двора.
Недостойное, с их точки зрения, было занятие – на скрипочке пиликать...
Через год из «восьмушки» я вырос, и мне купили «четвертушку».
Эта уже немного пела, но как-то натужно и скрипуче. Но все же она уже
больше походила на настоящую.
Прошло еще пару лет, и на смену «четвертушке» пришла
«половинка» – вполне солидный и почти «взрослый» инструмент. И вот
однажды – я уже играл более-менее серьезные произведения – Владимир
Кузьмич сказал, что мне пора переходить на полный размер, минуя «три
четверти». Он предложил купить скрипку у его знакомых, но мама сказала,
что знает, где приобрести, и через несколько дней мы за ней отправились.
Недалеко от Москвы, на станции Перловская, жила мамина сестра, у
которой хранилась предназначенная мне скрипка. Стояли холодные
декабрьские дни. И если в городе было слякотно, то за городом царила
настоящая зима. Деревья и дома были укутаны толстыми белыми шапками. Из
труб тянулись темные струйки дымов. Под ногами аппетитно хрустел снег.
Мы шли с мамой по подмосковному поселку и обсуждали предстоящую встречу.
В теплом, натопленном доме нас радушно встретили и провели в
комнату, где в камине уютно потрескивали дрова. На большом круглом
столе под таким же большим, низко висящим абажуром лежала скрипка. Что
это была за красавица! Грациозная и изящная, в отличие от моих
предыдущих скрипок она была не оранжевой, а темно-вишневой. Эфы ее
словно замерли в ожидании нежных звуков. На струнодержателе под светом
лампы играла и переливалась разноцветными оттенками перламутровая
инкрустация в виде белой розы. Внешне скрипка была почти
безукоризненна, и только небольшой шрам в виде трещины на верхней деке
немного портил вид. Но мне это было безразлично. Я влюбился в нее
сразу, с первого взгляда. Я посмотрел на хозяев дома и попросил
разрешения взять скрипку.
– Что ты спрашиваешь? Теперь она твоя, – ответили мне.
Я вытащил скрипку из футляра, подержал немного в руках,
осмотрел со всех сторон и попробовал пальцами струны. Затем положил
обратно и снял укрепленный на крышке футляра смычок. Видно, им, как и
скрипкой, давно не пользовались. Я натянул смычок и несколько раз
провел им по лежащей тут же канифоли. После чего опять взял скрипку и
подкрутил колки. Убедившись, что инструмент настроен, я поднял правую
руку, остановился на мгновение и медленно провел смычком по струнам.
Скрипка запела. Она не скулила, не верещала, не скрипела, как все мои
предыдущие скрипки, а именно пела. Это был настоящий плачущий, нежный,
волнующий звук. Настоящее пение.
Несколько раз провел я по струнам, а потом заиграл. Я играл
только что выученный концерт Вивальди и не мог понять, не мог постичь,
что за звуки льются из этого божественного инструмента. И уж что совсем
мне было странно и непонятно – как эти звуки удается извлекать мне...
С тех пор прошло много лет – почти полвека. На столе в моей квартире
передо мной лежала та самая скрипка, лежал тот инструмент, в который я
когда-то был влюблен и на котором играл Вивальди... Я смотрел на этот
инструмент, на эту скрипку и понимал, что любовь никуда не ушла. Она
здесь – со мной, во мне, только немного притаилась и затихла в
ожидании. И еще, как и я, она немного постарела... Я взялся за гриф и
поднес инструмент к подбородку. Как почти пятьдесят лет назад, правая
рука на мгновение замерла в воздухе, а затем провела невидимым смычком
по невидимым струнам, и скрипка запела...