Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Вемъ
Вруны и врунишки
СПб.: Питер, 2010


Автор, много лет проработавший в США в области применения детектора лжи, предлагает для начала разобраться, почему каждый из нас лжет в той или иной ситуации: «Мы с вами врем потому, что таким образом приспосабливаемся к семье и к социуму», в частности, стараясь избежать наказаний в детстве.
Та часть книги, которая посвящена взаимоотношениям с детьми, построена на простой мысли: «Не пугайте ребенка, и он не будет вам лгать». Но прежде автор объясняет, как можно интерпретировать позу, походку, подпись, улыбку вашего взрослого собеседника. Информация местами забавная, кое-где интересная.
То же можно сказать и о характеристиках женской и мужской лжи, о ситуациях, на примере которых показано, отчего зарождается неискренность в семье. Каждый эпизод заканчивается своеобразной моралью: «Если вы не хотите, чтоб вам врали...»
Этот подход использован и в главах о детской лжи. При этом автор категорически утверждает, что причина всегда в родителях. Мы хотим выглядеть прилично перед окружающими, заняты своими делами, не умеем сдерживаться, хотим, как лучше... В результате лжем сами или провоцируем на это ребенка. Описание и анализ ситуаций позволяет увидеть привычные действия со стороны. Вот ребенок совершенно бескорыстно нафантазировал, чтобы скрасить действительность, и был обвинен во лжи. Другой пошел на обман из страха. В каждой истории очевиден вывод: что могли сделать взрослые, чтобы вранье не возникло в жизни ребенка или чтобы ситуация не стала травматичной для него.
Поэтому когда в следующей главе мы находим список признаков, по которым можно определить маленького врунишку, понятно, что информация эта должна применяться не для репрессий, а для диагностики ваших отношений.

А.В.Микляева, П.В.Румянцева
Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция
СПб.: Речь, 2007

Книжка адресована психологам, большую часть работы которых составляет диагностика и консультирование детей, испытывающих дискомфорт от школьных отношений и пребывания в классе. Но может быть полезна и учителям – ведь они проводят с детьми гораздо больше времени, могут первыми заметить тревожные признаки и должны представлять себе, в каких случаях хорошо бы обратиться за помощью к специалисту.
В главе, поясняющей суть проблемы, довольно трудно пробиться сквозь множество терминов и теорий. Авторы напоминают о тех факторах, которые могут вызвать у ребенка страх, неуверенность, эмоциональные срывы. Они довольно сильно различаются у разных возрастных групп. Например, переживания первоклассника сконцентрированы вокруг боязни огорчить родителей, а подросток больше думает о межличностных отношениях со сверстниками. Признаки проявлений тоже перечислены.
В главе, посвященной диагностике, собраны соответствующие методики, приведены примеры анализа детских рисунков.
Читая описание разных примеров школьной тревожности, понимаешь, что без специальных занятий с ребенком действительно трудно разобраться в причинах его скованности, замкнутости, боязни. Например, какой учитель может самостоятельно определить, что мальчик, который хорошо учится, испытывает страх перед... классной доской. Не оттого, что его спросят или над ним будут смеяться, а перед самим предметом интерьера – «...потому что она слишком большая».
В последней главе приведены программы, которыми может воспользоваться школьный психолог, работая с детьми разных возрастов; с командами учителей, преподающих в одной параллели. Там же можно найти рекомендации для ведущих родительские собрания педагогов и психологов.

Рейтинг@Mail.ru