Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ


Дегтярева Юлия

Школьный экологический проект: тропа познания уводит в горы

Опытом своей исследовательской работы делится краснодарская школа № 47

Экологические проекты завоевывают все большую популярность в школе. Это вполне объяснимо: в подобную форму работы органично интегрируются предметные знания по нескольким дисциплинам, исследовательские навыки, экспедиционная романтика, опыт участия в долгосрочной, сложной, многофункциональной деятельности. Но для того, чтобы извлечь из проекта максимум педагогической пользы, нужно очень серьезно и тщательно отнестись к его подготовке и организации. Тогда большую часть учебной и воспитательной работы в течение целого учебного года можно будет «нанизывать» на те или иные ветви большого проекта. 

Раздвигаем стены класса и рамки урока

Экологическое образование не ограничивается определенным объемом соответствующих знаний, это еще и навыки научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействия общества и природы. Да и просто привычка, потребность бережно относиться ко всему живому, что нас окружает.
Очевидно, что только на уроках этому обучить невозможно. Кроме занятий в кружке, экскурсий на природу, работы в лаборатории, экологическое образование очень обогащает сотрудничество с учеными, исследователями – они дают детям ничем не заменимый опыт участия в реальной серьезной работе. А у школы появляется площадка для полевых и лабораторных исследований.
Наша школа убедилась в этом на практике. Вот уже пять лет мы сотрудничаем с Всемирным фондом дикой природы и Тебердинским государственным природным биосферным заповедником, на базе которого проходит школьная экологическая экспедиция. Экспедиция проходит в июле в течение двух недель. Участие в ней принимают четыре учителя и двадцать учеников, половина ребят занимаются исследовательской деятельностью, половина – волонтерской работой. Возрастных ограничений для включения в состав экспедиции нет, но, как правило, участниками становятся ученики пятых–десятых классов.
Несмотря на то что до ближайшей экспедиции еще очень много времени, подготовку к ней нужно начинать уже в начале учебного года. Ведь поездка в заповедник – содержательная, эмоциональная, но все же заключительная часть многомесячной работы.


Предварительная подготовка

К тому времени, когда придет черед собирать рюкзаки, должна сложиться группа ребят, стремящихся получить не только теоретические знания по предметам естественного цикла, но и применить их на практике, подготовив исследовательскую работу.
Сначала в кружке собираются прежние участники, к ним присоединяются те, кто в ходе предметных олимпиад проявляют повышенный интерес к наукам естественного цикла. Новенькие могут постепенно выбрать, какие направления им наиболее интересны. «Ветераны» или намечают продолжение прежней работы, или выбирают новую.
С темами своих исследований ребята окончательно определяются примерно за три месяца до поездки в экспедицию, помогают им в этом учителя-наставники. На этом этапе ученики составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным и электронным источникам; осмысливают собранный материал. Задача учителя на этом этапе – научить свободно ориентироваться в огромном количестве информации.
Изучив литературу, ученик формулирует цель и задачи исследования, выдвигает гипотезы, которые будут проверяться в ходе экспериментов, совместно с учителем определяет направления и объекты своей работы, подбирает соответствующие методики проведения полевых исследований. Таким образом, отправляясь в экспедицию, дети уже обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения исследовательской работы.


Организация поездки

Помимо научной подготовки поездка требует немалых организационных усилий. В частности придется согласовывать желания детей с возможностями родителей. Многие боятся отпускать от себя ребенка надолго или просто не видят необходимости в участии ребенка в экспедиции. В этом случае обидно бывает не только ребенку, но и педагогам: ведь именно в такой неформальной обстановке многие дети и раскрываются по-новому. Они перестают стесняться, учатся высказывать свои мысли, отстаивать точку зрения. Радует, что родителей, старающихся всеми путями помочь своему ребенку при написании работы, гораздо больше. Они достают необходимое туристическое снаряжение, входят в состав группы в качестве медицинских сотрудников.
Некоторые ребята не могут войти в состав группы по медицинским показаниям, и тогда они занимаются исследованиями, но только не выезжая за пределы города или края.
Однако если у ребенка есть желание и хоть небольшая возможность, его непременно нужно постараться включить в состав экспедиции. И результат скорее всего превзойдет ваши ожидания. Так поступили мы, взяв с собой шестиклассника Владимира. Его не особенно интересовала экология как наука, это был ребенок с большими амбициями, желающий всегда и во всем быть первым, поэтому и выразил желание отправиться в экспедицию за пару дней до отъезда. А быть первым можно только если отдаваться делу полностью, что Вова и делал. Он выходил на маршруты, несмотря на непогоду, просиживал часами над книгами, задавал вопросы, предлагал новые направления исследования, а через год уже консультировал младших участников самостоятельно. Помню, как он волновался перед первыми выступлениями, как переживал защиту научной работы на конференции. И как приятно было видеть в его глазах гордость, когда он получал сертификаты и положительные отзывы членов жюри. Да и через три года исследований экология оказалась уже не такой далекой и неинтересной наукой.


Лесные уроки

Каждый день пребывания в заповеднике расписан поминутно. В первую половину дня ребята отправляются на полевые исследования: закладывают пробные площадки, намечают маршруты, более точно определяются с объектами и методами своего исследования, учитывая географические и климатические условия. Происходит корректировка планов, составленных еще весной на занятиях кружка.
Вторая половина дня посвящена изучению собранного материала, занесению полученных данных в дневник наблюдения и их анализу. Если по ходу исследования возникают затруднения или появляется необходимость в консультации, ребята всегда могут обратиться к научным сотрудникам заповедника. Если тема исследования включает в себя наблюдение за животными в различное время суток, то и во второй половине дня совершаются полевые выходы.
В конце каждого дня подводятся итоги: ребята докладывают о проделанной работе, делятся результатами, рассказывают, на какой стадии исследования находятся, отвечают на вопросы «коллег». Благодаря этому дети учатся грамотно и последовательно излагать свои мысли, преодолевают стеснение перед аудиторией.
Нам повезло – заповедник дает возможности для исследований в разных направлениях. Среди работ, которыми гордятся все участники кружка, – эколого-этнографическая тропа «Джамагат», экологический паспорт ручья Медвежья балка, изучение высокогорных озер, исследование видового состава птиц и ящериц, обитающих в заповеднике.
А в последние два года мы, чтобы не ограничиваться естественными науками, открыли еще и эстетическое направление. Четверо ребят изучают быт и обычаи, особенности народного костюма и музыки народов, населяющих Северный Кавказ. Результат оформляется в виде выставки рисунков и фотографий, которые в следующем учебном году становятся пособиями на краеведческих занятиях.


Социально значимый результат

Завершается экспедиция обработкой собранных материалов, ребята готовят отчет о проведенных исследованиях, докладывают о том, что удалось сделать и какая работа еще предстоит по возвращению из заповедника.
После того как исследовательская работа окончена, ученик выступает с ее защитой на конференции школьного научного общества. Как правило, к моменту завершения проекта исследователи свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников. Лучшие работы направляются на конференции более высокого уровня.


Если вы решили поробовтаь, то...

…для привлечения новых членов кружка нужно хорошо разрекламировать школьную конференцию по итогам работы прошлого учебного года, чтобы как можно больше ребят увидели заслуженный триумф исследователей. С этой же целью учителя, использующие материалы уже законченных проектов, обязательно должны с благодарностью упоминать имена авторов при каждом удобном случае.

…помогая ребенку определиться с темой исследования, нужно мобилизовать весь свой такт и умение прогнозировать. Ведь, формулируя тему, нельзя подменять интерес ученика своим видением проблемы, даже если он увлекся чем-то, на взгляд взрослого, несущественным. В то же время придется мысленно оценить силы и возможности потенциального исследователя, чтобы его предстоящая работа была посильной, но требовала при этом приложить все усилия. И брошенный на середине, и слабый, неудавшийся проект, и сделанный «левой ногой» не принесут удовлетворения и азарта.

…придется обратить особое внимание и на детей, не очень успешных академически. Если кто-то из них не одолел исследовательскую часть, но любит ухаживать за животными, с удовольствием работает на земле, им можно предложить волонтерскую деятельность в заповеднике.

…списываться с персоналом заповедника нужно всегда заранее, особенно если вы только начинаете сотрудничество. Чем раньше и чем подробнее вы обсудите все детали сотрудничества, тем спокойнее и плодотворнее будет совместная работа. А чтобы в следующий раз к вам отнеслись благожелательно, не воспринимали как обузу, хорошо бы продумать, какую реальную помощь экспедиция принесет заповеднику. И тут волонтерская часть группы может оказаться незаменимой.

…не надо забывать о походной романтике. Все-таки экспедицию составляют не лаборанты, а подростки. Для них очень важной частью выезда на природу станут и вечера у костра, и купание в озере, и ночевка под звездами, и конная прогулка – при возможности.

Рейтинг@Mail.ru