ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
«Критическое мышление» – технология для любого урока!
Краткий практический курс. Статья первая
Работа по стандартам нового поколения становится в школах
повседневной практикой. При этом новый инструментарий, которым должен
пользоваться учитель, зачастую остается его собственной проблемой.
Поэтому мы решили обратить ваше внимание на технологию развития
критического мышления, которая развивает у детей многие компетенции,
перечисленные в стандарте, и которой отдельные российские учителя
успешно пользуются почти два десятка лет. Занятие, построенное по этой
технологии, состоит из основных этапов: вызов, осмысление, размышление.
В ближайших номерах мы последовательно рассмотрим особенности, задачи и
приемы каждого этапа.
Почему мышление —
критическое?
Способ работы с информацией в этой технологии подталкивает
ребенка к тому, чтобы не «заглатывать» предписанное количество
информации, а с интересом разбираться в сути вопроса, привлекать
собственный опыт, прислушиваться к суждению других, отстаивать свою
позицию, постигать логику рассуждений, ничего не принимая на веру,
формулировать свое мнение. Одним словом, текст параграфа, сказка,
исторический документ становятся не информационным продуктом, а
исходной точкой, от которой только начинается мыслительная работа.
Благодаря этому работа в логике критического мышления позволяет детям
наращивать компетенции, связанные с разными областями мышления и
деятельности. Ученикам открывается возможность анализировать и
сравнивать, обобщать и проводить аналогии, классифицировать и делать
выводы, определять причину и следствие. Также дети постоянно
совершенствуют коммуникативные навыки: умение аргументированно спорить,
формулировать вопросы, согласовывать позиции, представлять свое мнение
на разную аудиторию. И что особенно ценно, технология дает простор для
деятельностных умений, ведь ученики активно участвуют в определении
целей, планировании, оценивании результатов, рефлексии. Они осваивают
искусство сочетания индивидуальной и групповой работы, учатся
прогнозировать и оценивать ресурсы.
Стадия «Вызов»
Без удивления, любопытства процесс познания становится унылым
и малоэффективным. Кому интересно изучать конденсацию? А вот если
задаться вопросом: почему летним утром трава покрыта росой – поиски
ответа могут стать настоящим интеллектуальным приключением. Первая
стадия работы над темой – создание мотивации к ее изучению. Дети сами
определяют, что им необходимо освоить для ответа на заинтересовавший
вопрос. Поэтому начинаем разговор с обсуждения: что вы уже знаете об
этом? что вы ожидали или хотели узнать? почему вы считаете, что это
нужно знать?
Очень важно, чтобы путь к новому знанию ребенок проделал сам. Для этого
ему нужно строить предположения, высказывать свою точку зрения, не
боясь ошибиться и быть исправленным учителем. Среди равных проще
высказываться, поэтому нужно активно использовать групповые обсуждения.
Существенная деталь: все высказывания фиксируются учителем на доске или
листах бумаги, любое из них будет важным для дальнейшей работы.
Разрабатывая план работы с текстом, нужно быть готовым от него
отказаться, гибко реагируя на развитие дискуссии в классе, изменяя
вопросы в зависимости от детских ответов. Привлекайте к ответам всех
учеников, особенно застенчивых, давайте им достаточное время, чтобы они
могли продумать свои ответы.
Подбор и подготовка
текстов
Основное условие: текст должен давать простор для
неоднозначного прочтения, интерпретации. Желательно, чтобы в нем ярко
выражалась позиция автора. Чем он сложнее, тем с большей пользой для
учеников может быть организован процесс понимания.
Учителю придется проделать немалую работу, подбирая такой текст.
Критерием отбора могут быть вопросы: почему я хочу, чтобы мои ученики
прочитали этот материал? Ставятся ли здесь социальные, научные,
этические, психологические проблемы или вопросы? Что, по моему мнению,
дети смогут понять, когда прочитают этот текст? Почему я считаю, что
любой вариант понимания содержания этого текста может быть полезным,
важным для их жизни? Какие впечатления, эмоции смогут они получить в
процессе чтения или просмотра фильма, которыми они могли бы поделиться
со своими сверстниками?
Деление текста на части
Чтобы вызвать интерес, заинтриговать учеников, текст можно
разделить на части. И прочитав только первую, спросить: как они думают,
что произойдет дальше или о каких закономерностях (если материал
научный) пойдет речь?
При делении надо учитывать несколько правил. Не бывает правильных или
неправильных границ деления. Попытайтесь найти в тексте места, которые,
с вашей точки зрения, могут возбуждать интерес к дальнейшему чтению, к
созданию собственных версий продолжения. Первоначальное деление можно
всегда изменить, если на занятии открылись более интересные варианты.
Не делите текст на слишком много частей: важно сохранять развитие
содержания.
Вопросы для учеников
Вопросы учителя создают «партитуру» всего занятия, определяют
его ход: провоцируют традиционное заучивание либо направляют мысль
ребенка к исследованию, побуждают к порождению собственных смыслов.
Кстати, анализ аудиозаписи урока может стать действенным инструментом
самодиагностики: каких вопросов я задаю больше всего? к чему они
побуждают детей?
Помимо формальных, которые звучали в школе веками: как называется...
дайте определение… в каком году… где находится – в арсенале педагога,
развивающего критическое мышление, должно быть еще несколько типов
вопросов. Чтобы ребенок начал анализировать, например, художественный
текст, его можно спросить: «О чем этот рассказ? Как ты думаешь, что
случится дальше?», «Что могло бы произойти, если бы главный герой не
совершил этого поступка?» – и попросить обосновать ответы, привести
доказательства своего варианта.
Обнаружить связь между идеями, ценностями, целями и поступками (которую
в собственной жизни дети далеко не всегда удерживают) помогут вопросы
на интерпретацию: «Почему, по вашему мнению, трагическое событие с
главным персонажем произошло именно сейчас?», «Почему он решился на
такой поступок? Зачем это сделал?»
Вопросы на сравнение и обобщение применимы и к художественному, и к
научному тексту. В поиске обоснованных ответов дети постепенно научатся
определять критерии и основания сравнения, анализировать совокупность
причин при обобщении.
Столь же универсальны вопросы на определение значений и смысла слов,
терминов. Причем работа с художественным текстом дает простор для
обращения к собственным ценностям и опыту: «Какой смысл ты вкладываешь
в слова “совесть”, “ответственность”, “доверие”?»
В новой школе становится очень важным умение действовать
самостоятельно: планировать, достигать результата, оценивать его. В
качестве «учебного пособия» можно использовать героев текста: «Что
должен сделать персонаж для достижения поставленной цели?» или «Что бы
стали делать вы сами на его месте?», «Что он должен сделать в первую
очередь?» В то же время можно ставить и вопросы к собственной
деятельности, происходящей здесь и сейчас: «С чего начнем поиски ответа
на вопрос? Какие ресурсы тебе нужны?»
Постепенно развивать способности к рефлексии помогут примерно такие
вопросы: «Как ты считаешь, тебе свойственны черты характера, которые
есть у главного героя?», «В этой ситуации ты поступил бы так же?», «Для
тебя ответственность означает то же самое, что и для этого персонажа?»
На эту же педагогическую задачу будут работать и вопросы, помогающие
детям осознать свои чувства, переживания, эмоции, которые они испытали
при чтении текста.
Собственный
опыт
В качестве
иллюстрации мы предлагаем вам дневниковые заметки учителя, давно
использующего приемы работы с текстом и в устах которого холодноватое
слово «технология» превращается в искусство разговора с детьми на самые
деликатные темы, с приглашением писателя в качестве собеседника.
Была в моей учительской судьбе такая история. Нас с мужем
пригласили на деревенскую свадьбу. Там же была девочка из моего класса,
с родителями и с молодым человеком намного старше ее. Вела она себя,
мягко скажем, вольно, это тревожило меня. Я поделилась своими страхами
с мамой девочки, но она только отмахнулась: «Не обращайте внимания, она
давно с ним хороводится…»
Наутро я заметила, что девочка моя посматривает на меня с тревогой,
очевидно, ожидая нагоняя. Но я тогда смалодушничала, а вернее,
побоялась не найти нужных слов, которые бы и не обидели, и до сердца
дошли. Вместо этого я сунула ей в руки рассказ Валентина Распутина
«Женский разговор». На другой день она молча положила его на мой
рабочий стол. Я к этой теме больше не возвращалась, она, казалось, тоже
не придала этому значения. Забегая вперед, скажу, что жизнь этой
девочки все-таки вошла в спокойное русло, а когда я уже учила ее дочку,
она однажды подошла ко мне после родительского собрания и спросила:
«Помните, вы тогда рассказ мне давали… Он у вас жив? Хочу дочке
почитать… Большая уже…»
Этот короткий разговор и послужил причиной того, что каждый год я стала
читать со своими ребятами рассказ Валентина Распутина «Женский
разговор». Вернее, только с девочками.
Предвидя вполне законное любопытство по поводу того, почему я отпустила
домой мальчиков, я говорю, что мы будем читать рассказ «Женский
разговор», поэтому и хочу, чтобы этот разговор остался между нами…
Улыбаются в ответ, некоторые опускают смущенно глаза, некоторые смотрят
открыто, даже с вызовом.
Затевать такой разговор страшновато, вспоминаются сомнения героини
рассказа (считай, авторские сомнения): «Она умолкла: продолжать–не
продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не
надо. Пусть слышит девчонка – кто еще ей об этом скажет».
И тогда, окинув взглядом притихшую аудиторию, я рассказываю им ту
давнюю историю, случившуюся на свадьбе. А потом спрашиваю:
– Поговорим? О чем в рассказе с таким названием повествует
автор, как вы думаете?
Ответы получаю вполне прогнозируемые:
– Разговаривают женщины…
– Где?
– На улице или в транспорте...
– А может, одна зашла к другой за солью и стоят треплются…
– Какова тема их разговора? О чем чаще всего говорят женщины?
– О погоде или о тряпках…
– Или какой-нибудь сериал обсуждают…
– Может, на мужей жалуются, если у которой пьет…
– А о любви они могут говорить?
– Какая любовь, они же замужем…
– А я этого не говорила… Посмотрите внимательно на цепочку слов,
которые я написала на доске (снимаю укрытие): бабушка, тихоомутная,
грех, искриночка, война, письмо, внученька.
Прогнозы частично приближаются к теме, многие приходят к
пониманию, что бабушка рассказывает внучке о войне, о том, как муж
называл ее искриночкой. Пытаясь связать слова «письмо» и «грех», одна
девочка говорит, что дед на войне согрешил и признался об этом бабушке
в письме. Остальные никак не соглашаются. Слово «тихоомутная» почему-то
до поры до времени вообще не вызывает отклика. Когда я спрашиваю о
значении слова и о том, как оно характеризует человека, они вспоминают
известную пословицу «В тихом омуте черти водятся» и говорят, что это
именно такой человек на самом деле может совершить грех.
Валентина ГУСЕВА