Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ


К какой школе готовить сегодня учителя?

Реформа системы педобразования буксует из-за отсутствия в образовательной политике стратегических ориентиров

Система педагогического образования работает крайне неэффективно, и тем не менее реформа системы до сих пор не началась. Почему? Профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета Сергей ПОЛЯКОВ выделяет четыре основные проблемы, которые сдерживают процесс перемен.

Во-первых, непонятно, к какой школе готовить сегодня учителей, – к школе знаний или все-таки школе умений-компетенций. Реальные действия реформаторов и практиков образования, ожидания общества, государства, родителей колеблются по этой оси иногда со страшной амплитудой. Яркая иллюстрация – противоречия между большинством заданий ЕГЭ, а также ГИА и идеологией ФГОСов. Неясно также, будет ли школа все-таки заниматься воспитанием в смысле создания позитивного опыта отношений, ценностной ориентации или всё это останется «декларациями о намерениях».  Во-вторых, переориентировать на новые задачи всю инертную махину высшего педагогического образования крайне сложно. Нужны площадки, нужны комплексные программы экспериментирования на этих площадках. Но кто может быть заказчиком такого экспериментирования: кто даст деньги, кто сформулирует адекватный ситуации заказ, кто обеспечит мощную аналитическо-экспертную поддержку такого процесса, кто обеспечит нормальный социально успешный выход выпускникам этих площадок?
В-третьих, у вузов нет достаточной мотивации к преобразованиям, поскольку современные педвузы находятся в странном положении. С одной стороны, многие из них под угрозой закрытия, и главные переживания ректоров и преподавателей – как отвоевать право не закрываться. С другой стороны, существуют требования к программам и министерские учебные тесты, но требования и тесты совершенно не согласуются друг с другом. Авторы требований к программам, поддержанных министерством, идут от компетентностного подхода. Однако реализовать эти требования невозможно: для большинства дисциплин нет ни содержательных пособий, ни более-менее стандартных учебных технологий, ни контрольного инструмента. Министерские же тесты с идеологией компетентностного подхода совершенно не согласуются. Но вузы должны сочинять рабочие программы под «компетентностные» требования, а чтобы выжить – получать хорошие результаты по министерским тестам!
В-четвертых, школа проигрывает социальным институтам не только по зарплате, хотя ситуация в последние годы несколько смягчилась, а и по статусу и общественному имиджу учительской профессии.
Какое отношение эта проблема имеет к обновлению педагогического образования? На мой взгляд, когда массовый учитель ощутит более-менее нормальное социальное самочувствие, то он заинтересуется содержательными проблемами и захочет отстаивать какие-то профессиональные позиции. И это приведет к существенным подвижкам во всей образовательной системе, в том числе и в системе подготовки учителей.

Рейтинг@Mail.ru