ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ
К какой школе готовить сегодня учителя?
Реформа системы педобразования буксует из-за отсутствия в образовательной политике стратегических ориентиров
Система педагогического образования работает крайне
неэффективно, и тем не менее реформа системы до сих пор не началась.
Почему? Профессор кафедры психологии Ульяновского государственного
педагогического университета Сергей ПОЛЯКОВ выделяет четыре основные
проблемы, которые сдерживают процесс перемен.
Во-первых, непонятно, к какой школе готовить сегодня учителей,
– к школе знаний или все-таки школе умений-компетенций. Реальные
действия реформаторов и практиков образования, ожидания общества,
государства, родителей колеблются по этой оси иногда со страшной
амплитудой. Яркая иллюстрация – противоречия между большинством заданий
ЕГЭ, а также ГИА и идеологией ФГОСов. Неясно также, будет ли школа
все-таки заниматься воспитанием в смысле создания позитивного опыта
отношений, ценностной ориентации или всё это останется «декларациями о
намерениях». Во-вторых, переориентировать на новые задачи всю
инертную махину высшего педагогического образования крайне сложно.
Нужны площадки, нужны комплексные программы экспериментирования на этих
площадках. Но кто может быть заказчиком такого экспериментирования: кто
даст деньги, кто сформулирует адекватный ситуации заказ, кто обеспечит
мощную аналитическо-экспертную поддержку такого процесса, кто обеспечит
нормальный социально успешный выход выпускникам этих площадок?
В-третьих, у вузов нет достаточной мотивации к преобразованиям,
поскольку современные педвузы находятся в странном положении. С одной
стороны, многие из них под угрозой закрытия, и главные переживания
ректоров и преподавателей – как отвоевать право не закрываться. С
другой стороны, существуют требования к программам и министерские
учебные тесты, но требования и тесты совершенно не согласуются друг с
другом. Авторы требований к программам, поддержанных министерством,
идут от компетентностного подхода. Однако реализовать эти требования
невозможно: для большинства дисциплин нет ни содержательных пособий, ни
более-менее стандартных учебных технологий, ни контрольного
инструмента. Министерские же тесты с идеологией компетентностного
подхода совершенно не согласуются. Но вузы должны сочинять рабочие
программы под «компетентностные» требования, а чтобы выжить – получать
хорошие результаты по министерским тестам!
В-четвертых, школа проигрывает социальным институтам не только по
зарплате, хотя ситуация в последние годы несколько смягчилась, а и по
статусу и общественному имиджу учительской профессии.
Какое отношение эта проблема имеет к обновлению педагогического
образования? На мой взгляд, когда массовый учитель ощутит более-менее
нормальное социальное самочувствие, то он заинтересуется
содержательными проблемами и захочет отстаивать какие-то
профессиональные позиции. И это приведет к существенным подвижкам во
всей образовательной системе, в том числе и в системе подготовки
учителей.