Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Год перед выпуском

Чем ближе итоговая аттестация, тем дальше гуманистические педагогические установки

Успешные педагоги признаются, что при ЕГЭ они учат так же, как раньше учили, и вообще: мы будем учить, а уж как спрашивают, так спрашивают, у них там каждый год изменения. Что правда – не далее как на днях, министерство приготовило бумагу про учет баллов портфолио ученика – в дополнение к ЕГЭ. И об устном экзамене при приеме в вузы поговаривают – в дополнение, конечно. ЕГЭ, похоже, и дальше будет обрастать дополнениями и поправками, чтобы не выглядеть лучше, чем прочие российские законы, только нам-то что с того? 

Лошадь жует овес, Волга впадает в Каспийское море

Лишь часть учителей совпадают по стилю преподавания и типу личности с форматами тестирования, то есть уроки «открываем часть А, задание 2, делаем так, так и так; не обсуждаем, не спрашиваем, а то не получим нужный балл» – не всем в радость. Нет, не все столпились тут: «Зачем думать, когда есть вопросы и есть ответы, надо давать четкие фразы для запоминания и повторять».
– Мне кажется, это просто халтура, – говорят о дрессировочной методе как дети, так и взрослые.
Но всем подавай баллы, баллы! Детей накручивают в школе и дома, родители «по потолку ходят», учителя «как помешались». Всем надо бояться и слушаться. Особенно легко мамы мальчиков пугаются, армия у нас не сахар.
– А что вы хотите, экзамены – стресс, всегда так было, – говорят государственные люди.
Не было никогда – таких высоких ставок, такого узкого коридора. Такого соблазна для учителя стать погонщиком испуганных людей – не было. И о таком результате экзаменационного стресса, как отказ от обучения, потеря интереса к дальнейшему образованию, до сих пор не слышали. Не случалось, чтоб состоятельный родитель говорил: «Из-за введения этой формы экзамена мы отправили ребенка учиться в страну, где нет ЕГЭ». И чтоб менее обеспеченные заявляли так: «Ушли в экстернат, чтобы побыстрее сдать ЕГЭ, а потом по-нормальному учиться».
Конечно, есть и родители-пофигисты: в этом году 10% детей сдали ЕГЭ на двойки, тысячи просто не явились на ППЭ. Обычный же родитель хочет уважать школу, готов приложить усилия, чтобы поддержать учителя. И тут же превращается в объект дрессировки: ваш ребенок должен прийти на экзамен готовым, пишите пробные каждый день, возьмите репетитора. И нормальная жизнь из дома уходит.


Редактируя реальность

Безусловно, форма экзамена оказывает обучающее и воспитывающее воздействие. Однако глупо валить все на ГИА и ЕГЭ. Люди определяют меру всего. Что с людьми? Тут несколько пластов, отчасти банальных.
Привычка учителей и родителей пассивно принимать предлагаемые сверху решения. «На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и ничего изменить нельзя», – пишут родители и далее рассказывают историю хождения по инстанциям, завершившуюся победой их и законности. В том же поле продолжаются дебаты о добровольности ЕГЭ и о недопустимости привязки результатов детей к оценке работы школы и зарплате учителя. Почему не побороться за то, что разумно? Что мешает?
Оценивание людей по параметру соответствия требованиям. Будто это главная задача – подверстать живую жизнь под безличные формы. В частном разговоре одна мама говорит другой: «Дочь много занималась и добилась результатов: у нее хорошие показатели». И ведь не слышно, чтобы изучали, какую психологическую цену платит подросток за «хорошие показатели».
Изумляющая готовность взрослых «сдавать» детей внешним силам. Мол, не мы этот порядок установили, нам он тоже не по душе, но что делать, выбора нет. После принятия этой установки всякие «зачем» и «почему» отметаются как демагогия. Странно, что люди, отвыкшие вникать во что бы то ни было, полагают, что где-то есть кто-то, кто вникает и знает, зачем и почему. А вот нет; и примеров, чтобы в этом убедиться, предостаточно.
Однако учителя и родители продолжают бояться. Всего. Особенно – когнитивного излишка: «слишком умный стал», «откуда ты можешь знать?», «оставь эти бредни при себе» и т.д. Потому что – опять же – а как он, такой заумный, будет сдавать ЕГЭ? В общем, по кругу: пока мы будем сохранять status quo таким образом, мотивации к учению останутся только грубыми, и формы контроля будут им под стать.


Тонкая мотивация

«Добрый день! Мой сын должен был в течение лета прочитать 40 произведений, нельзя ли проинспектировать учителя моего ребенка на предмет соответствия нормам преподавания?» – спрашивает родитель непосредственно у министерства. «Сколько же надо терпения, чтобы некоторых индивидов хоть как-то дотащить до выпуска, почему нет закона, привлекающего к ответственности нерадивых детей и их родителей?» – это уже из учительского письма. Зря, значит, говорят, что между родителями и учителями нет согласия. Есть: искать кому-то наказания вместо того, чтобы разбираться в реально трудной для ребенка ситуации учебной жизни.
Присмотримся: что происходит с ребенком в процессе обучения, удовлетворяются ли его витальные и социальные потребности? То есть вот дочь плохо спит, почти не ест, не улыбается, ни с кем из сверстников не общается, а мы что: «Ах, ГИА, а что делать, надо больше заниматься!»?
Другое немаловажное: что у нас с потребностью в самореализации? Похоже, она полностью фрустрирована: сын ненавидит все, что надо для школы, заодно всех и вся. А мы что? Мы в привычных базовых императивах: гнать, держать, дышать, обидеть… – а потом отводить душу в соцсетях или по телефону.
Внимание: более высокие уровни в управлении учением возникают только изнутри. Условия для тонких мотиваций такие: человек сам решает, что и ради чего он делает, инициатива не игнорируется и не крадется, охота учиться не сбивается, а форма экзамена – только форма.
Так и будет, пока мы – учителя и родители – не перестанем видеть в ребенке придаток к системе аттестации.


Рейтинг@Mail.ru