Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Приезжал министр. Требовал электронные журналы...

Если бы формула «внедрить и доложить об исполнении» не работала, ею бы не пользовались. А если бы она работала взаправду – чего бы у нас только не было. Но все куда интереснее: «верхи» уже отчитались и забыли, а «низы» еще не поняли, о чем так грозно им кричали.
Мы получили письмо учителя из Забайкальского края на одну из нестареющих тем:

«Не подскажете, что за блажь у начальства с электронными дневниками и журналами? Это обязательно? Дома интернета у многих нет, в нашем крае очень низкий уровень жизни. В школе интернет только у завуча и в кабинете информатики. Но приехал наш краевой министр, кричал по поводу того, что мы живем в прошлом веке, должны зарабатывать деньги сами и никто нам ничем не обязан. Он уехал – мы остались. Он приказал – а как выполнить? Взялись – с ума сойти, у кого есть интернет, у того сидим ночью дома».

Что надо знать учителю в такой ситуации?
Во-первых, есть ТК РФ, статья 72, по которой работнику не могут вменить без согласия новые обязанности. Есть Закон «Об образовании», в котором ведение текущей успеваемости и промежуточной аттестации – компетенция школы (то есть директора, а не министра). Наконец, есть письмо МОН РФ от 15.2.2012 №?АП-147/07, где все это написано и очень подробно объяснено, в том числе и про условия введения ЭЖ. Найти письмо проще всего здесь: http://www.rujel.net/about/Questions/femida/bumagaout (ссылки на документ внизу страницы), так как поисковая система сайта самого министерства оставляет желать лучшего.
Второе. Основной барьер к введению электронного документооборота – технический. В рамках тех предложений, которые сейчас есть на рынке данных услуг, обойтись без свободного доступа в интернет, не говоря уже о наличии компьютера, невозможно. Как раз недавно были обнародованы итоги исследования «Оценка эффективности использования и востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общеобразовательных учреждениях» (НФПК)?– участвовало 78 регионов.
И оказалось, что компьютерная оснащенность школ не так велика, как предлагают думать: один школьный компьютер на 12–16 человек. Самые высокооснащенные – лицеи, но и там цифра лишь подбирается к 50%. Чуть похуже в гимназиях и в школах с углубленным изучением предметов. А вот начальные, основные и средние общеобразовательные школы плохо оснащены всем – и компьютерами (23%), и проекторами, и принтерами, и интерактивными досками.
Что касается доступа в интернет, то параметр «доступен в каждом кабинете с компьютера ученика и педагога, а не только у администрации» – 65% даже в лицеях. Для массовых школ – тех самых начальных, основных и общеобразовательных – примерно 40%. И в целом – компьютер в школе доступен для большинства лишь на уроке информатики.
А это значит, что сегодня никто не может требовать срочного повсеместного введения ЭЖ. И еще не скоро сможет, судя по всему.


Рейтинг@Mail.ru