ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Раскол ценностей
Как ведет себя российское общество в ситуации выбора
Несмотря на разговоры о нарастающем усреднении и унификации в
сфере образования, люди все чаще обсуждают свои образовательные
предпочтения: выбор форм дошкольного и школьного образования,
развивающих занятий, педагогов; обсуждают представления о правильных
стратегиях воспитания. Но из чего они исходят?
Недавно российский экономист, завкафедрой прикладной
институциональной экономики экономического факультета МГУ Александр
Аузан прочитал лекцию об особенностях выбора в нашем обществе.
Почему мы выбираем так, как выбираем? Один из аспектов выбора –
ценности. Дословно:
«Неформальные правила очень сильны. Даже доказав себе
логически, что так – хорошо, человек может поступить наоборот, если ему
важно мнение среды, в которой принято выбирать другое.
Ценности – это наш культурный капитал. Они сильно влияют и на
успешность, а формируются в период ранней взрослости – от 18 до 25 лет.
Социологи доказали, что ценности в процессе жизни человека могут
меняться. А ценности общества – в процессе его развития.
В современном российском обществе налицо раскол ценностей: есть и тяга
к новым дорогам, есть и запретительные стратегии. Есть тенденция к
увеличению радиуса доверия, к открытости, но сильно и правило заборов».
Ученый комментировал типично российскую ситуацию «английский дом за
высоким забором»: как бы он ни был прекрасен, но снаружи – тюрьма или
психбольница.
И задавал провокационный вопрос: доминирующие в нашем обществе ценности
подталкивают человека к чему – к самореализации или к выживанию?
…В том-то и дело, думалось мне, педагогу-слушателю, что люди в
большинстве выбирают для своих детей что-то надежное, «как у нас было»,
«как положено». Уважают – по традиции – не положительные, а
отрицательные стимулы к учению. И в наставнике для ребенка предпочитают
видеть высушенную строгость, а не жизнерадостный ум. И все это под
старую музыку «иначе ему не выжить».
Не пора ли сменить пластинку? Образование – не издержки. Это радостный
труд.