ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Что это такое – инженерный тип мышления?
Современный подход к техническим специальностям шаблонных методик не признает
Спор о том, кто нужнее – крепкий управленец или грамотный
инженер, – быстро выдохся. Стало очевидно: миру нужны творцы.
Инжиниринг, от англ. engineering, исходно от лат. ingenium —
изобретательность; выдумка – это важно в каждой профессии. В МИСиС
прошла международная конференция «Инженерная культура: от школы к
производству». Ее участники – ученые, педагоги, методисты, кадровики –
все, кто заинтересован в развитии способности человека мыслить
по-инженерному.
Родился – уже инженер
Да, понятно: у нас продвинутое техническое общество,
государственный заказ на инженеров. И все-таки – что такое инженерный
тип мышления? На конференции говорили: это точка роста в любой сфере
жизни. Гибкий, пытливый, критически настроенный ум, который способен
поставить под сомнение имеющийся уклад, предложить ему альтернативу и
воплотить свои фантазии в жизнь.
Главные для инженера качества проявляются с раннего детства: стремление
к усовершенствованию окружающего мира, пытливость, уверенность в себе.
Уже в 2–3 года ребенок осваивает азы инженерии – строительство,
приспособление предметов в зависимости от цели игры.
От организаторов конференции выступила Ольга Ломбас, директор компании
«Образовательные решения в ЛЕГО» в России, Украине и СНГ:
– Коммуникация, космос, города, транспорт – всюду инженерные решения, и
любое касается всего сразу: и физики, и математики, и общества, и
дизайна. Это работа в команде. В своих учебных программах мы стараемся
уходить от традиционного способа передачи знания. Не просто усваивать –
а уметь критиковать, участвовать, высказывать свои мысли, ощущать себя
сотворцом. Тогда возникают важнейшие вопросы: «а что, если…», «что
сделать, чтобы…». Тогда знания – это реальный опыт. Всем детям присуще
независимое мышление, но не всем удается его сохранить при существующей
системе обучения.
Чтобы «среда не заела»
Председатель совета директоров
Производственно-консультационной группы «Развитие образовательных
систем» Григорий Уваров рассказал, что из себя представляет технопарк,
та среда, где инженерным задаткам ребенка не дадут пропасть:
– Методическое обеспечение подчас оказывается важнее самих «железок».
Именно методика превращает конструктор в оборудование для
естественно-научных экспериментов. А значит, надо готовить
педагогические кадры. Нужны люди, которые могут проектировать с
ребенком на равных.
Но не только при помощи кубиков люди пытаются развивать у детей
инженерную культуру. В Курганской области дан старт проекту «Малая
академия наук». О нем рассказала Нина Криволапова, проректор по науке
ИРОСТа:
– В рамках проекта три направления: ресурсный центр школы естественных
наук, школьный технопарк, лего-парк. Система со ступеньками,
разработанная педагогами-практиками. На каждой ступени осуществляется
свой комплекс программ как для кружков, спецкурсов, так и для обычных
школьных уроков. Если на ступени дошкольного образования дети получают
первичные конструкторские навыки, то в начальной школе изучают азы
робототехники. В программе участвуют и учреждения профессионального
образования, они проявили наибольшую инициативу. Причина понятна:
замотивировать молодых на инженерные профессии. Так открылись
творческие лаборатории при молодежном центре высоких технологий.
И далее: успешный опыт пробуждения инженерных мозгов в Татарстане, где
даже сделан уклон в бизнес, дети не только создавали, но и пытались
продать свое изобретение, а значит, круг участников еще более
расширяется: инвесторы, эксперты, консультанты с настоящих предприятий.
Школьники шили одежду, открывали кафе, устанавливали наблюдение за
космическими объектами, даже оптимизировали работу крупных предприятий.
А в Нижегородской области, в Выксе, решили заняться подготовкой кадров
для своего завода. Обратились в сельские и городские школы района,
провели форум самоопределения. Главная цель – узнать, чего хотят дети
от будущей профессии и что они знают об инженерных профессиях. Дети
называли: кинолог, работник МЧС, кинорежиссер, металлург – знаний о
многих других профессиях у них нет. Тогда со старшеклассниками района
провели деловую игру «Индустрия», где каждый мог попробовать себя в той
или иной профессии. Пригласили на игру реальных специалистов с завода,
потом дети ходили с экскурсией по заводам, промышленным комплексам,
видели, как работают люди – их рабочие места, зону ответственности,
оборудование. Конкурс на технические специальности сразу поднялся, даже
в техникуме.
Не желают знать физики
Но всюду эта проблема: низкие баллы ЕГЭ по физике и химии.
Никто не знает, как убедить ребят серьезно заниматься этими сложными
предметами, чтобы впоследствии посвятить себя тому делу, которое
нравится, а не тому, до которого легче добраться. Факт: у нас только 4%
медалистов идут в технические вузы.
Но нормально ли это – школьная физика и химия вызывают у детей
панический страх?
На этот счет – три неформальных семинара конференции, которые провел
специальный гость Итон Донахи, профессор американского университета
TUFTS, вихрастый спортивный парень в красной футболке с детскими,
широко распахнутыми глазами:
– Я выгляжу несолидно, знаю, – начал Донахи, – наверное, это потому,
что я до сих пор люблю играть в кубики. Но я правда профессор.
Он говорил о том, что старые идеи надо выбрасывать так же, как
изношенные ботинки. Перестать думать штампами, стараться каждые пять
минут ловить новую мысль. В зале раздался неуверенный вздох, а он
продолжал:
– Понимаю, неудобно. Удобнее знать раз и навсегда, что правильно. Но
это не для инженера. Инженер сознательно идет на дискомфорт. Испытывать
неудобство – это нормально, так наш мозг развивается, учится быть
чистым, незахламленным. Прошлого не изменить, поэтому так всегда важно,
что было у человека в детстве, кто у него был. По крайней мере
поощрялось ли любопытство, смелость перед новыми вещами, желание что-то
понять и улучшить. Если ему не давали свободно развиваться, творить,
вряд ли университет научит его инженерной культуре. И еще: инженерная
культура не для одиночек. Умение работать в команде, подвергать не
только чужие, но и собственные решения экспертизе, критике, коррекции –
это качества, без которых современная инженерия невозможна.
Вот о чем говорил профессор, а в это время в холле на трех столах
разбили небольшую научную лабораторию. На первом столе – кубики,
человечки с крутящимися руками – что-то для детского сада. На втором –
робот, собранный не только из деталей конструктора, но и из сенсоров,
двигателей. Дальше – домашняя метеостанция, приборы для изучения
свойств воды, измерения кислотности почвы, диковинные приборы для
физических экспериментов, штативы, мониторы. Данные попадают в
процессор и обрабатываются, на мониторе видно звуковую волну, изменение
веса металла при нагревании. Где «скучно», «страшно»?
Детям не игрушка
Шли занятия по использованию оборудования на уроках,
прекрасные мастер-классы, однако вот как их комментировали учителя:
– Мы уже два года как закупили для гимназии комплект этих
конструкторов, очень интересные, я сам их с удовольствием собираю, но
куда прикажете их вписывать? План работы по информатике этого не
предусматривает, для кружков нужно увязать массу вещей, – пока все
бумажки соберешь, дети вырастут.
– Я всегда ученикам говорю: мозги надо тренировать, решать шахматные
задачи, проводить эксперименты, конструировать роботов, а они мне –
давайте не будем тратить время, лучше решим десять задач из ЕГЭ. И не
верят, что если мозги прокачивать, любой тест решится запросто. Боятся
время зря потратить.
То есть да, конечно: нельзя высидеть птенцов из яиц, которые уже
побывали в морозилке. Остается гадать, сколько у нас инженеров
побоялись стать инженерами, сколько пытливых умов подморожено в
зародыше бескрылой дидактикой.
…И вот человек в сердцах лупит по телевизору, переставшему работать. Он
оперирует реальным предметом, поскольку абстракции из инструкции ему
глубоко отвратительны, и «что тут думать…». Только это уже не про
инженеров, а про нас, про лобовое отношение к миру и к людям.
Совершенствовать мир и себя – инженерная задача, но касается каждого.