Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Александра

Что это такое – инженерный тип мышления?

Современный подход к техническим специальностям шаблонных методик не признает

Спор о том, кто нужнее – крепкий управленец или грамотный инженер, – быстро выдохся. Стало очевидно: миру нужны творцы. Инжиниринг, от англ. engineering, исходно от лат. ingenium — изобретательность; выдумка – это важно в каждой профессии. В МИСиС прошла международная конференция «Инженерная культура: от школы к производству». Ее участники – ученые, педагоги, методисты, кадровики – все, кто заинтересован в развитии способности человека мыслить по-инженерному.

Родился – уже инженер

Да, понятно: у нас продвинутое техническое общество, государственный заказ на инженеров. И все-таки – что такое инженерный тип мышления? На конференции говорили: это точка роста в любой сфере жизни. Гибкий, пытливый, критически настроенный ум, который способен поставить под сомнение имеющийся уклад, предложить ему альтернативу и воплотить свои фантазии в жизнь.
Главные для инженера качества проявляются с раннего детства: стремление к усовершенствованию окружающего мира, пытливость, уверенность в себе. Уже в 2–3 года ребенок осваивает азы инженерии – строительство, приспособление предметов в зависимости от цели игры.
От организаторов конференции выступила Ольга Ломбас, директор компании «Образовательные решения в ЛЕГО» в России, Украине и СНГ:
– Коммуникация, космос, города, транспорт – всюду инженерные решения, и любое касается всего сразу: и физики, и математики, и общества, и дизайна. Это работа в команде. В своих учебных программах мы стараемся уходить от традиционного способа передачи знания. Не просто усваивать – а уметь критиковать, участвовать, высказывать свои мысли, ощущать себя сотворцом. Тогда возникают важнейшие вопросы: «а что, если…», «что сделать, чтобы…». Тогда знания – это реальный опыт. Всем детям присуще независимое мышление, но не всем удается его сохранить при существующей системе обучения.

Чтобы «среда не заела»

Председатель совета директоров Производственно-консультационной группы «Развитие образовательных систем» Григорий Уваров рассказал, что из себя представляет технопарк, та среда, где инженерным задаткам ребенка не дадут пропасть:
– Методическое обеспечение подчас оказывается важнее самих «железок». Именно методика превращает конструктор в оборудование для естественно-научных экспериментов. А значит, надо готовить педагогические кадры. Нужны люди, которые могут проектировать с ребенком на равных.
Но не только при помощи кубиков люди пытаются развивать у детей инженерную культуру. В Курганской области дан старт проекту «Малая академия наук». О нем рассказала Нина Криволапова, проректор по науке ИРОСТа:
– В рамках проекта три направления: ресурсный центр школы естественных наук, школьный технопарк, лего-парк. Система со ступеньками, разработанная педагогами-практиками. На каждой ступени осуществляется свой комплекс программ как для кружков, спецкурсов, так и для обычных школьных уроков. Если на ступени дошкольного образования дети получают первичные конструкторские навыки, то в начальной школе изучают азы робототехники. В программе участвуют и учреждения профессионального образования, они проявили наибольшую инициативу. Причина понятна: замотивировать молодых на инженерные профессии. Так открылись творческие лаборатории при молодежном центре высоких технологий.
И далее: успешный опыт пробуждения инженерных мозгов в Татарстане, где даже сделан уклон в бизнес, дети не только создавали, но и пытались продать свое изобретение, а значит, круг участников еще более расширяется: инвесторы, эксперты, консультанты с настоящих предприятий. Школьники шили одежду, открывали кафе, устанавливали наблюдение за космическими объектами, даже оптимизировали работу крупных предприятий.
А в Нижегородской области, в Выксе, решили заняться подготовкой кадров для своего завода. Обратились в сельские и городские школы района, провели форум самоопределения. Главная цель – узнать, чего хотят дети от будущей профессии и что они знают об инженерных профессиях. Дети называли: кинолог, работник МЧС, кинорежиссер, металлург – знаний о многих других профессиях у них нет. Тогда со старшеклассниками района провели деловую игру «Индустрия», где каждый мог попробовать себя в той или иной профессии. Пригласили на игру реальных специалистов с завода, потом дети ходили с экскурсией по заводам, промышленным комплексам, видели, как работают люди – их рабочие места, зону ответственности, оборудование. Конкурс на технические специальности сразу поднялся, даже в техникуме.

Не желают знать физики

Но всюду эта проблема: низкие баллы ЕГЭ по физике и химии. Никто не знает, как убедить ребят серьезно заниматься этими сложными предметами, чтобы впоследствии посвятить себя тому делу, которое нравится, а не тому, до которого легче добраться. Факт: у нас только 4% медалистов идут в технические вузы.
Но нормально ли это – школьная физика и химия вызывают у детей панический страх?
На этот счет – три неформальных семинара конференции, которые провел специальный гость Итон Донахи, профессор американского университета TUFTS, вихрастый спортивный парень в красной футболке с детскими, широко распахнутыми глазами:
– Я выгляжу несолидно, знаю, – начал Донахи, – наверное, это потому, что я до сих пор люблю играть в кубики. Но я правда профессор.
Он говорил о том, что старые идеи надо выбрасывать так же, как изношенные ботинки. Перестать думать штампами, стараться каждые пять минут ловить новую мысль. В зале раздался неуверенный вздох, а он продолжал:
– Понимаю, неудобно. Удобнее знать раз и навсегда, что правильно. Но это не для инженера. Инженер сознательно идет на дискомфорт. Испытывать неудобство – это нормально, так наш мозг развивается, учится быть чистым, незахламленным. Прошлого не изменить, поэтому так всегда важно, что было у человека в детстве, кто у него был. По крайней мере поощрялось ли любопытство, смелость перед новыми вещами, желание что-то понять и улучшить. Если ему не давали свободно развиваться, творить, вряд ли университет научит его инженерной культуре. И еще: инженерная культура не для одиночек. Умение работать в команде, подвергать не только чужие, но и собственные решения экспертизе, критике, коррекции – это качества, без которых современная инженерия невозможна.
Вот о чем говорил профессор, а в это время в холле на трех столах разбили небольшую научную лабораторию. На первом столе – кубики, человечки с крутящимися руками – что-то для детского сада. На втором – робот, собранный не только из деталей конструктора, но и из сенсоров, двигателей. Дальше – домашняя метеостанция, приборы для изучения свойств воды, измерения кислотности почвы, диковинные приборы для физических экспериментов, штативы, мониторы. Данные попадают в процессор и обрабатываются, на мониторе видно звуковую волну, изменение веса металла при нагревании. Где «скучно», «страшно»?


Детям не игрушка

Шли занятия по использованию оборудования на уроках, прекрасные мастер-классы, однако вот как их комментировали учителя:
– Мы уже два года как закупили для гимназии комплект этих конструкторов, очень интересные, я сам их с удовольствием собираю, но куда прикажете их вписывать? План работы по информатике этого не предусматривает, для кружков нужно увязать массу вещей, – пока все бумажки соберешь, дети вырастут.
– Я всегда ученикам говорю: мозги надо тренировать, решать шахматные задачи, проводить эксперименты, конструировать роботов, а они мне – давайте не будем тратить время, лучше решим десять задач из ЕГЭ. И не верят, что если мозги прокачивать, любой тест решится запросто. Боятся время зря потратить.
То есть да, конечно: нельзя высидеть птенцов из яиц, которые уже побывали в морозилке. Остается гадать, сколько у нас инженеров побоялись стать инженерами, сколько пытливых умов подморожено в зародыше бескрылой дидактикой.
…И вот человек в сердцах лупит по телевизору, переставшему работать. Он оперирует реальным предметом, поскольку абстракции из инструкции ему глубоко отвратительны, и «что тут думать…». Только это уже не про инженеров, а про нас, про лобовое отношение к миру и к людям.
Совершенствовать мир и себя – инженерная задача, но касается каждого.

Рейтинг@Mail.ru