Новый подход к навыкам: учить управлению знаниями
Международный форум «Мир на пути к SMART-обществу» прошел 9–10 октября в Москве
В программный комитет международного образовательного форума
вошли ведущие теоретики и практики электронного образования из США,
Великобритании, Нидерландов, Китая, от России – Дмитрий Ливанов, Олег
Смолин, Владимир Бурматов, Владимир Тихомиров, Александр Вильсон.
Российские и иностранные докладчики рассказывали о трансграничном
образовании, lifelong learning, показывали живые примеры
e-learning-проектов, но прежде всего обсуждали возможности и проблемы
современного преподавания.Сайт форума – http://www.setforum.ru/conference.
Что было? Картинка слайда одной из презентаций: коричневая
коробка под названием «закрытое образование» висит в безграничном
небесном просторе. На следующем слайде стенка взломана. Мысль понятна:
образованию быть открытым. Как минимум свободны должны быть
образовательные материалы. А образовательные учреждения – это центры,
которые поворачивают обучение в сторону персонализации, то есть личного
обустройства образовательного пространства каждого. Отсюда совершенно
новый подход к навыкам: учить управлению знаниями.
Реплики с лекций:
…Майкл Станкоски, профессор Университета имени Джорджа
Вашингтона: «Явные знания довольно просто посчитать и учесть, но как
можно осязать эвристические, неявные, неформализованные знания? Вы
можете знать больше, чем представлять себе, но как вы выясните, что вы
знаете, и как вы построите эффективную систему управления знаниями?
…Для того чтобы воспитать поколение, владеющее новыми
навыками, сначала необходимо «взломать» самих учителей, активаторов
будущего.
…Не нужно обвинять учителей в том, что они чего-то не умеют,
нужно помочь им этому научиться.
…Почему-то профессора и доктора считают, что у них уже все
есть. Они забывают о том, что это все у них – было!
…Главный вопрос сегодня – как учатся те, кто учат? Кто-то это
исследовал? Нет ничего скучнее и бесполезнее озвученных слайдов.
…Формальное обучение не отметается, оно дополняется
неформальным и отражается в нем, происходит обратный перенос достижений.
…Социальное и неформальное близки, их отличие от формального –
невозможность спланировать и проконтролировать. Единственное, что
нужно, – условия. Однако в головах многих отсутствие возможности
контроля вызывает сомнение в целесообразности деятельности».
В общем, как написал в Фейсбуке один из участников форума,
«перевод всех иностранных докладов короткий: «Не хочешь учиться – ОК.
Умри».