Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Коротеева Мария

Новый подход к навыкам: учить управлению знаниями

Международный форум «Мир на пути к SMART-обществу» прошел 9–10 октября в Москве

В программный комитет междуна­родного образовательного форума вошли ведущие теоретики и практики электронного образования из США, Великобритании, Нидерландов, Китая, от России – Дмитрий Ливанов, Олег Смолин, Владимир Бурматов, Владимир Тихомиров, Александр Вильсон.
Российские и иностранные докладчики рассказывали о трансграничном образовании, lifelong learning, показывали живые примеры e-learning-проектов, но прежде всего обсуждали возможности и проблемы современного преподавания.Сайт форума – http://www.setforum.ru/conference.

Что было? Картинка слайда одной из презентаций: коричневая коробка под названием «закрытое образование» висит в безграничном небесном просторе. На следующем слайде стенка взломана. Мысль понятна: образованию быть открытым. Как минимум свободны должны быть образовательные материалы. А образовательные учреждения – это центры, которые поворачивают обучение в сторону персонализации, то есть личного обустройства образовательного пространства каждого. Отсюда совершенно новый подход к навыкам: учить управлению знаниями.

Реплики с лекций:

…Майкл Станкоски, профессор Университета имени Джорджа Вашингтона: «Явные знания довольно просто посчитать и учесть, но как можно осязать эвристические, неявные, неформализованные знания? Вы можете знать больше, чем представлять себе, но как вы выясните, что вы знаете, и как вы построите эффективную систему управления знаниями?

…Для того чтобы воспитать поколение, владеющее новыми навыками, сначала необходимо «взломать» самих учителей, активаторов будущего.

…Не нужно обвинять учителей в том, что они чего-то не умеют, нужно помочь им этому научиться.

…Почему-то профессора и доктора считают, что у них уже все есть. Они забывают о том, что это все у них – было!

…Главный вопрос сегодня – как учатся те, кто учат? Кто-то это исследовал? Нет ничего скучнее и бесполезнее озвученных слайдов.

…Формальное обучение не отметается, оно дополняется неформальным и отражается в нем, происходит обратный перенос достижений.

…Социальное и неформальное близки, их отличие от формального – невозможность спланировать и проконтролировать. Единственное, что нужно, – условия. Однако в головах многих отсутствие возможности контроля вызывает сомнение в целесообразности деятельности».

В общем, как написал в Фейсбуке один из участников форума, «перевод всех иностранных докладов короткий: «Не хочешь учиться – ОК. Умри».

Рейтинг@Mail.ru