Образовательная семилетка: каковы приоритеты?
Министерство поставило себе цели до 2020 года
В конце сентября Министерство образования и науки подготовило
и передало в правительство проект государственной программы «Развитие
образования» на 2013–2020 годы, целиком здесь: http://www.lexed.ru/obr/gosprog.pdf.
Планов громадьё…
Документ охватывает все уровни образования – от дошкольного до
профессионального. В числе первоочередных задач – обеспечение
безусловной доступности дошкольного образования; повышение качества
школьного образования; формирование современной системы дополнительного
образования детей; повышение международной конкурентоспособности
российских вузов; обеспечение информационной прозрачности и
общественной подотчетности системы образования.
Предполагается, что в результате реализации программы будет
ликвидирована очередь на получение услуг дошкольного образования
(сегодня около 64% детей 3–7 лет посещают детские сады); не менее
70–75% детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного
образования, в том числе половина – за счет бюджета (нынешний
показатель охвата – 49,1%).
Системой непрерывного образования будет охвачено 50% населения
(сейчас не превышает 22%, в то время как в западных странах она
достигает 60–70%).
В старших классах для всех учащихся будет обеспечена
возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории
освоения образовательной программы – в образовательных организациях
всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного
образования, самообразования.
Программы культурной адаптации и изучения русского языка
будут доступны для всех детей из семей трудовых мигрантов.
Также к 2020 году будет решена задача обеспечения во всех
школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии
с ФГОСами, которая включает основные виды благоустройства, свободный
высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и
сервисам сети Интернет, спортивные сооружения.
Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее
образование по выбору в форме дистанционного, специального или
инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.
Ожидается и улучшение результатов российских школьников по
итогам международных сопоставительных исследований качества общего
образования (PIRLS, TIMSS, PISA).
…и невзыскательная
реальность
Согласно данным Росстата, уровень образования населения России
один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с
начальным общим образованием составляет менее 2%, один из самых низких
показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7
до 17 лет (99,8%) Россия превосходит другие страны. Однако
продолжительность образования в России ниже, это связано с самыми
длинными в мире каникулами и относительно поздним приходом детей в
школу. Качество тоже, как известно, оставляет желать лучшего. По данным
соцопросов, около 20% родителей в Северо-Западном федеральном округе и
более 40% в Сибирском федеральном округе считают качество школьного
образования плохим. В последнее время наметился интенсивный отток детей
из системы школьного образования на экстернат – до 10% в больших
городах.
Что касается системы дополнительного образования, которая
служит основой для социализации и воспитания детей и подростков, то она
за последние 15–20 лет стагнировала, хотя местами все же сохранилась.
Например, в Ярославской области кружки и секции посещают 74% учащихся
(в среднем по стране, напомним, 49,1%), а материальная база учреждений
дополнительного образования находится в плачевном состоянии: 20% из них
требуют капремонта, 42% – ремонта коммуникаций, 74% нуждаются в замене
мебели, 65% – в обновлении учебного оборудования (данные директора
департамента образования Ярославской области Татьяны Степановой).
Аналогичные проблемы характерны для учреждений дополнительного
образования всей страны, для их решения потребуются огромные средства.
Теперь о развитии системы общего образования. На эту сферу
государство в последние годы не жалело денег: 25 млрд рублей было
израсходовано на реализацию Приоритетных национальных проектов
образования (ПНПО) в 2006–2011 гг.; 20 млрд рублей – на комплексные
проекты модернизации образования в регионах в 2006–2009 гг. Но если
КПМО охватывал только ряд регионов на конкурсной основе, то в рамках
проекта по модернизации региональных систем образования (МРСО) в
2011–2013 гг. планируется выделить 120 млрд рублей. На эти деньги 20
тыс. школ будут обеспечены новым оборудованием, будет закуплено 5 тыс.
транспортных средств, 34 млн единиц учебной литературы, будут
отремонтированы 30 тыс. школ и 430 тыс. учителей и директоров пройдут
курсы повышения квалификации. И уже сейчас 80% школьников обучаются в
современных условиях, 100% школ имеют доступ в интернет (данные
директора департамента госполитики в сфере общего образования Елены
Низиенко). Для сравнения: в 2004 г. оба показателя не превышали 21%.
Прогресс? Прогресс, но деньги решают не все, если они расходуются
нецелевым образом. Например, из средств МРСО было выделено 5,48 млрд
рублей на приобретение учебной литературы, при этом в 14 регионах
почему-то закупили учебники, не входящие в Федеральный перечень, что
запрещено законом. И так далее: новое оборудование устанавливают в
аварийных помещениях с протекающими крышами – почему? Потому что
приобретение оборудования – приоритетная статья расходов, на которую
тратится 58% ассигнований в рамках МРСО, а ремонт, тем более
капитальный, не приоритетная.
Еще одна острая проблема – растущая пропасть между сильными и
слабыми школами: первые получили мощную поддержку в рамках ПНПО, вторые
остались ни с чем. Последствия налицо, и надо срочно что-то решать.
То же с сельскими малокомплектными школами: позакрывали в
массовом порядке, а теперь схватились за голову: их важно сохранять.
Напомним, по данным Росстата, за последние 10 лет их число сократилось
с 45 тыс. до 30,6 тыс. Сегодня министр Ливанов говорит: «Решения о
закрытии сельской школы должны стать исключением, а не правилом».
«Ничего общего с левыми
перегибами»
И в целом доэкономились уже. По словам Дмитрия Ливанова,
«ближайшие годы должны стать периодом, когда наша система образования
повернется от экономических, управленческих изменений к изменениям в
содержании образования, повышении его качества». И далее: «Неправильно,
когда содержание образования определяется содержанием экзаменов и когда
ЕГЭ является единственным измерителем».
Это чрезвычайно ответственное заявление, оно освежает затхлую
прагматическую атмосферу, насаждаемую в школе все последнее
десятилетие. Инструментом изменения содержания образования министру
видятся ФГОСы, то есть в них, а не в формах контроля надо искать, чему
учить детей. Дмитрий Ливанов подчеркнул, что тема ФГОСов для средней и
старшей школы не закрыта и в ходе апробации планируется доводить до
ума, конкретизировать стандарты в части результатов образования.
В этом смысле интересным было выступление заместителя
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Татьяны Бархатовой о перспективах ЕГЭ. Экзамен будет совершенствоваться
в трех направлениях: информатика на компьютере, создание независимых
центров для приема ЕГЭ и введение устной части по иностранным языкам.
Важно знать, что в текущем учебном году этих изменений точно не будет –
«задачи на завтра».
Еще одна тема, которую надо вытаскивать из болота: повышение
престижа и привлекательности педагогической профессии. По сравнению с
2006 г. доля учителей пенсионного возраста в сфере общего образования
увеличилась с 16% до 18%, а доля молодых специалистов, наоборот,
снизилась с 6,3% до 5,3%. Далека от оптимальной и возрастная структура
в сфере высшего образования. Из профессорско-преподавательского
состава стремительно исчезают мужчины. А решение проблемы власть видит
во введении эффективного контракта. Правда, дело это пока темное. В
2012 году планируется довести среднюю зарплату педагогических
работников школ до средней заработной платы в регионе. Средства для
индексации должны быть заложены в бюджете, а для этого необходимо
ежегодно составлять прогнозы роста заработной платы в разрезе каждого
региона. Минобрнауки готово помочь субъектам РФ в решении этой
проблемы. Следующие в очереди на повышение зарплаты – работники ДОУ: к
2013 году их средняя зарплата должна сравняться со средней зарплатой в
сфере общего образования соответствующего региона. И только к 2018 году
к средней по экономике региона будет доведена зарплата преподавателей и
мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО.
На 2018 год запланирован и рост зарплаты преподавателей вузов,
который должен составить до 200% от средней по экономике региона. (Указ
Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».)
Кто ответит за
неисполнение
Как известно, министр Дмитрий Ливанов получил выговор за
ненадлежащее исполнение этого президентского указа: повышение зарплат
работников профессионального образования должно происходить поэтапно и
постепенно – в течение ближайших 6 лет. Средства на эти цели должны
быть запланированы в федеральном бюджете, из которого и финансируются
вузы. Видимо, соответствующие предложения не были своевременно
сформированы Минобрнауки, за что и последовало наказание.
Таким образом, президент ясно дал понять: его поручения не
должны оставаться на бумаге.
Касается не только министров. Каким-то образом регионы должны
справиться с очень непростыми задачами, поставленными президентом. В их
ведении находятся учреждения дошкольного, общего, дополнительного
образования, а также НПО и СПО – где брать деньги?
Что касается сферы дошкольного и дополнительного образования,
то в Минобрнауки не исключают реализацию проекта, аналогичного МРСО.
Пока же из федерального бюджета на развитие ДОУ субъекты РФ получают
деньги в виде кредитов, условия получения которых доступны далеко не
для всех.
Но вернемся к началу: надежным источником дополнительного
финансирования должна стать Государственная программа «Развитие
образования» (ГПРО) на 2013–2020 годы. Общий объем финансирования
программы за указанный период составит более пяти млрд рублей. Львиная
доля расходов – 86% – предусмотрена на профессиональное образование,
около 12% – на дошкольное и дополнительное.