Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Образовательная семилетка: каковы приоритеты?

Министерство поставило себе цели до 2020 года

В конце сентября Министерство образования и науки подготовило и передало в правительство проект государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы, целиком здесь: http://www.lexed.ru/obr/gosprog.pdf.

Планов громадьё…

Документ охватывает все уровни образования – от дошкольного до профессионального. В числе первоочередных задач – обеспечение безусловной доступности дошкольного образования; повышение качества школьного образования; формирование современной системы дополнительного образования детей; повышение международной конкурентоспособности российских вузов; обеспечение информационной прозрачности и общественной подотчетности системы образования.

Предполагается, что в результате реализации программы будет ликвидирована очередь на получение услуг дошкольного образования (сегодня около 64% детей 3–7 лет посещают детские сады); не менее 70–75% детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе половина – за счет бюджета (нынешний показатель охвата – 49,1%).

Системой непрерывного образования будет охвачено 50% населения (сейчас не превышает 22%, в то время как в западных странах она достигает 60–70%).

В старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы – в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования.

Программы культурной адаптации и изу­чения русского языка будут доступны для всех детей из семей трудовых мигрантов.

Также к 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с ФГОСами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения.

Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Ожидается и улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA).


…и невзыскательная реальность

Согласно данным Росстата, уровень образования населения России один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет менее 2%, один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8%) Россия превосходит другие страны. Однако продолжительность образования в России ниже, это связано с самыми длинными в мире каникулами и относительно поздним приходом детей в школу. Качество тоже, как известно, оставляет желать лучшего. По данным соцопросов, около 20% родителей в Северо-Западном федеральном округе и более 40% в Сибирском федеральном округе считают качество школьного образования плохим. В последнее время наметился интенсивный отток детей из системы школьного образования на экстернат – до 10% в больших городах.

Что касается системы дополнительного образования, которая служит основой для социализации и воспитания детей и подростков, то она за последние 15–20 лет стагнировала, хотя местами все же сохранилась. Например, в Ярославской области кружки и секции посещают 74% учащихся (в среднем по стране, напомним, 49,1%), а материальная база учреждений дополнительного образования находится в плачевном состоянии: 20% из них требуют капремонта, 42% – ремонта коммуникаций, 74% нуждаются в замене мебели, 65% – в обновлении учебного оборудования (данные директора департамента образования Ярославской области Татьяны Степановой). Аналогичные проблемы характерны для учреждений дополнительного образования всей страны, для их решения потребуются огромные средства.

Теперь о развитии системы общего образования. На эту сферу государство в последние годы не жалело денег: 25 млрд рублей было израсходовано на реализацию Приоритетных национальных проектов образования (ПНПО) в 2006–2011 гг.; 20 млрд рублей – на комплексные проекты модернизации образования в регионах в 2006–2009 гг. Но если КПМО охватывал только ряд регионов на конкурсной основе, то в рамках проекта по модернизации региональных систем образования (МРСО) в 2011–2013 гг. планируется выделить 120 млрд рублей. На эти деньги 20 тыс. школ будут обеспечены новым оборудованием, будет закуплено 5 тыс. транспортных средств, 34 млн единиц учебной литературы, будут отремонтированы 30 тыс. школ и 430 тыс. учителей и директоров пройдут курсы повышения квалификации. И уже сейчас 80% школьников обучаются в современных условиях, 100% школ имеют доступ в интернет (данные директора департамента госполитики в сфере общего образования Елены Низиенко). Для сравнения: в 2004 г. оба показателя не превышали 21%. Прогресс? Прогресс, но деньги решают не все, если они расходуются нецелевым образом. Например, из средств МРСО было выделено 5,48 млрд рублей на приобретение учебной литературы, при этом в 14 регионах почему-то закупили учебники, не входящие в Федеральный перечень, что запрещено законом. И так далее: новое оборудование устанавливают в аварийных помещениях с протекающими крышами – почему? Потому что приобретение оборудования – приоритетная статья расходов, на которую тратится 58% ассигнований в рамках МРСО, а ремонт, тем более капитальный, не приоритетная.

Еще одна острая проблема – растущая пропасть между сильными и слабыми школами: первые получили мощную поддержку в рамках ПНПО, вторые остались ни с чем. Последствия налицо, и надо срочно что-то решать.

То же с сельскими малокомплектными школами: позакрывали в массовом порядке, а теперь схватились за голову: их важно сохранять. Напомним, по данным Росстата, за последние 10 лет их число сократилось с 45 тыс. до 30,6 тыс. Сегодня министр Ливанов говорит: «Решения о закрытии сельской школы должны стать исключением, а не правилом».


«Ничего общего с левыми перегибами»

И в целом доэкономились уже. По словам Дмитрия Ливанова, «ближайшие годы должны стать периодом, когда наша система образования повернется от экономических, управленческих изменений к изменениям в содержании образования, повышении его качества». И далее: «Неправильно, когда содержание образования определяется содержанием экзаменов и когда ЕГЭ является единственным измерителем».

Это чрезвычайно ответственное заявление, оно освежает затхлую прагматическую атмосферу, насаждаемую в школе все последнее десятилетие. Инструментом изменения содержания образования министру видятся ФГОСы, то есть в них, а не в формах контроля надо искать, чему учить детей. Дмитрий Ливанов подчеркнул, что тема ФГОСов для средней и старшей школы не закрыта и в ходе апробации планируется доводить до ума, конкретизировать стандарты в части результатов образования.

В этом смысле интересным было выступление заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Татьяны Бархатовой о перспективах ЕГЭ. Экзамен будет совершенствоваться в трех направлениях: информатика на компьютере, создание независимых центров для приема ЕГЭ и введение устной части по иностранным языкам. Важно знать, что в текущем учебном году этих изменений точно не будет – «задачи на завтра».

Еще одна тема, которую надо вытаскивать из болота: повышение престижа и привлекательности педагогической профессии. По сравнению с 2006 г. доля учителей пенсионного возраста в сфере общего образования увеличилась с 16% до 18%, а доля молодых специалистов, наоборот, снизилась с 6,3% до 5,3%. Далека от оптимальной и возрастная структура в сфере высшего образования. Из профессорско-преподавательского соста­ва стремительно исчезают мужчины. А решение проблемы власть видит во введении эффективного контракта. Правда, дело это пока темное. В 2012 году планируется довести среднюю зарплату педагогических работников школ до средней заработной платы в регионе. Средства для индексации должны быть заложены в бюджете, а для этого необходимо ежегодно составлять прогнозы роста заработной платы в разрезе каждого региона. Минобрнауки готово помочь субъектам РФ в решении этой проблемы. Следующие в очереди на повышение зарплаты – работники ДОУ: к 2013 году их средняя зарплата должна сравняться со средней зарплатой в сфере общего образования соответствующего региона. И только к 2018 году к средней по экономике региона будет доведена зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО.

На 2018 год запланирован и рост зарплаты преподавателей вузов, который должен составить до 200% от средней по экономике региона. (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».)


Кто ответит за неисполнение

Как известно, министр Дмитрий Ливанов получил выговор за ненадлежащее исполнение этого президентского указа: повышение зарплат работников профессионального образования должно происходить поэтапно и постепенно – в течение ближайших 6 лет. Средства на эти цели должны быть запланированы в федеральном бюджете, из которого и финансируются вузы. Видимо, соответствующие предложения не были своевременно сформированы Минобрнауки, за что и последовало наказание.

Таким образом, президент ясно дал понять: его поручения не должны оставаться на бумаге.

Касается не только министров. Каким-то образом регионы должны справиться с очень непростыми задачами, поставленными президентом. В их ведении находятся учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования, а также НПО и СПО – где брать деньги?

Что касается сферы дошкольного и дополнительного образования, то в Мин­обрнауки не исключают реализацию проекта, аналогичного МРСО. Пока же из федерального бюджета на развитие ДОУ субъекты РФ получают деньги в виде кредитов, условия получения которых доступны далеко не для всех.

Но вернемся к началу: надежным источником дополнительного финансирования должна стать Государственная программа «Развитие образования» (ГПРО) на 2013–2020 годы. Общий объем финансирования программы за указанный период составит более пяти млрд рублей. Львиная доля расходов – 86% – предусмотрена на профессиональное образование, около 12% – на дошкольное и дополнительное.

Рейтинг@Mail.ru