ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Яркие идеи для яркого детства
Каким может быть современное пространство дополнительного образования
С воспитательно-досуговой деятельностью беда – клубы и кружки
закрываются, специалисты допобразования из школы выдавливаются... Этот
довольно мрачный фон периодически озаряется яркими вспышками
амбициозных проектов больших праздников дополнительного образования.
Совершенно бесплатных. Их организуют люди, небезразличные к тому, какое
поколение у нас подрастет. Сходить – и хоть что-то перехватить,
перенять для создания творческой среды вокруг себя.
Знаки детского праздника
В парке Горького 18 августа прошел фестиваль «Яркие люди»,
организованный Московским кредитным банком (МКБ). Фактически – смотр
московского дополнительного образования. При большом скоплении народа
работали 50 студий на разный вкус, на разный возраст: руками трогать,
головой думать.
Все черты истинно свободного образования налицо: можно выбрать,
попробовать, увлечься – или отойти, чем-то другим заинтересоваться.
Смысл в том, чтобы занятие понравилось, тогда и самоотдача включается.
Да, родители здесь ходили за детьми. И вот что еще удалось заметить.
Во-первых, ни одного не важного гостя. Каждый ребенок был встречен как
вип-персона: дождь из конфетти, обворожительные улыбки, горы воздушных
шаров. Когда ребенок чувствует, что уличный артист подмигивает именно
ему, что ему и никому больше адресован воздушный поцелуй венецианской
красавицы на ходулях – праздник уже наступил. Во встречающих недостатка
не было: тут тебе и жар-птица, и Пьеро, и восковые мимы, и танцоры,
одетые как будто в бутылочное стекло. Главное – никто не стоит на
месте. Карнавал – это шествие, и вы тоже пришли бродить, плясать,
ощущать ритм толпы, наслаждаться биением жизни.
Во-вторых, никакого расписания. Настоящий карнавал не предусматривает
четкого графика мероприятий, это стихийное действо. На каждый
мастер-класс, в каждый шатер тебя зовут прямо сейчас, а не к
назначенному часу. Отдельного внимания заслуживает то, как зовут.
Симпатичная девушка присаживается перед двухлеткой на одно колено:
– Хочешь сегодня побыть танцором?
И если девочка согласна, на нее наденут пачку, с ней будет
возиться очаровательная балерина, для нее будут подбирать стиль танца.
В-третьих, музыка. Среди монотонного гула голосов лучше всего слышно
хорошую живую музыку. Например, камерный детский спектакль «Очень умный
жираф» каким-то чудом заглушил все стуки из динамиков – а всего-то
играл аккордеон. Его живое журчание мгновенно собрало детей вокруг
сцены размером с автобусную остановку, на которой возник маленький
Париж. И мы уже там.
Никакие не «детские песенки». Молодой озорной коллектив музыкантов и
художников «DA EXIT» собирал детей, и джаз, и этнические напевы, и
хриплые трубы, и оглушающие барабаны – приплясывали везде, где звучала
живая музыка.
В-четвертых, иносказание. С одной стороны, очаровывало все настоящее,
но как отнестись к красочному плакату «Кто хочет полетать?»…
– Как у вас тут летают? Батут, воздушный шар, пушечное ядро? –
спрашиваем.
– Ну нет, все гораздо интереснее. Вот зонтик, вот фотоаппарат.
Вы опираетесь на зонтик, подпрыгиваете как можно выше, а мы
фотографируем. Вы полетите через пять минут. На экране!
Это мультистудия, и здесь на глазах у детей создаются
анимационные миниатюры. В них и полетать, и поплавать можно. Так что
узнав, что полет ненастоящий, никто все равно не был разочарован.
В-пятых, увлеченность. Если хозяин шатра с одухотворенным и
напряженным лицом выпиливает самолетик, то к нему хочет подсесть даже
самый привередливый малыш. Так что нормально: взрослые в хорошем
настроении наряжают фетровыми игрушками поролоновую пальму, а вокруг
них собирается «целевая группа»: а что здесь будет, а можно?
В том и заключалось главное чудо мастер-классов: можно просто смотреть,
как увлеченно и умело работают люди, – и мотать на ус (на ус мотали
преимущественно взрослые; фотографировали: «Это я для детского садика»).
Как не погибла
Картония
То же рукоделие. Уж столько всего нынче предлагается детям в
мастерских и студиях, что вроде больше некуда. Но вот картон. В нем
подкупает прежде всего простота и доступность. Когда три основные сцены
еще разогревались, на лужайке неподалеку уже паслось целое картонное
стадо свинок. Собрать свинку из шести деталей за пять минут мог и
дошкольник, а сколько радости! Ты еще целый день будешь скакать,
прыгать, щупать, танцевать, учиться, а свинка с намалеванным на боку
твоим именем так и простоит, прождет тебя до вечера под деревом. Но что
свинка – из картона на этом празднике чего только не было. Корабли,
акулы, маски, автомобили, дворцы, хижины, миниатюрная кухня с
аппетитными картонными пирожными… Да и сами палатки!
С утра возле шатра с призывной надписью «Почувствуй себя креветкой»
толпилась детвора. К полудню у каждого была в руках либо гигантская
картонная рыба, либо ярко раскрашенная маска метр на метр. И когда на
землю хлынул проливной дождь, родители спасали детей и имущество, а
дети – своих картонных акул и омаров. Так вот бывает на детском
празднике: рыбы воды боятся и акулы, вместо того чтобы кусаться,
размокают и добреют.
– Брось ее, она же акула, вредная, – говорит одна девочка
другой, спасаясь от дождя в беседке.
– Не могу, хоть и акула, а все равно ее жалко, – возражает
хозяйка зубастого картонного шедевра.
Жаль, что судьба гигантского лабиринта из коробок нам так и не
известна. Это величественное сооружение насчитывало больше сотни окон,
и единовременно там терялись десятки малышей и две-три отчаянные мамы.
Истина никогда не на
плоскости
Она всегда в 3D. Из многих плоских полукругов получается сфера
– такие вот были там дневные фонарики. Из многих событий дня –
незабываемое приключение. Даже ливню не смыть.
Несмываемым оказался и рисунок немецкого художника Эдгара Мюллера на
асфальте: огромный дракон с поджатыми крыльями. Перед ним стоит круглая
линза, через которую можно увидеть дополнительную реальность: асфальт
будто проваливается вниз, а дракон парит. Это 3D-граффити. Рисовал эту
живую картину художник 14 часов без отдыха, и это было непросто: надо,
чтобы все линии сходились к центру, к линзе.
Зачем, собственно? Не только для «ах!». Это некое сообщение художника
детям: «Я хочу призвать к переосмыслению каждодневного восприятия
окружающего»
Мир не плоский. Счастье не в потреблении. Пассивные люди никогда не
бывают веселыми.
Для того на фестиваль и были приглашены хедлайнеры (признанные
мастера). Помимо Эдгара Мюллера – испанская группа «Puja», известный во
всем мире цирковой коллектив с шоу Ko@smos. Где-то в вышине на
вращающемся шаре артисты… исполняли балет, а оперная певица Паула
Ногейра пела вживую.
Еще воздушные гимнасты из Австралии: на длинных гибких шестах они
раскачивались из стороны в сторону и парили на светящихся шарах. Ух!
Но это вечером. А днем – много-много настоящего московского цирка.
Почему дети обожают цирк? Стоят на площади перед сценой и пытаются
следовать телом за движениями гимнастов и циркачей, приплясывают,
хлопают и рвутся на сцену пробовать, когда их зовут.
Пробовать все, участвовать во всем, что притягательно и красиво, –
ребенок тянется, растет, и надо, чтобы ему было куда расти. Нужны
объемы, пространства, а не заорганизованные мероприятия для галочки.
…Так что формула успеха праздника, который нам подарили, не такая уж
сложная: щедрые материальные вложения, талантливые, настроенные на
детей взрослые плюс лучшие зрелищные номера со всего мира. А вот как
все это сделать доступным для всех наших детей каждый день – загадка.
Ведь общество уже не может обойтись горсткой творчески одаренных людей,
потенциал каждого должен быть реализован. И получается,
«дополнительное» и есть главное образование. Человек находит себя, свой
интерес, мечту – и если не будущую профессию, то уж здоровые досуговые
предпочтения точно формирует.
Так и хочется воскликнуть: ну что же у нас все так убого в части
массового дополнительного образования! Что-то надо делать хотя бы в
пределах личной досягаемости.