О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Нельзя сказать, что в российской школе ничего не делается на
пути к партнерству с родителями: в регионах, участвующих в проекте
модернизации образования, управляющие советы созданы практически во
всех образовательных учреждениях.
Почему же тогда, согласно опросам, только десятая часть родителей
считают, что их пожелания относительно содержания и условий обучения
учитываются школой в полной мере?
С точки зрения директора негосударственного образовательного учреждения
«Школа имени А.М.Горчакова» (Санкт-Петербург) А.Иванова, причины в том,
что, как правило, школы для расширения каналов коммуникаций с
родителями применяют лишь отдельные меры тактического плана (более
информативные и содержательные сайты школ, участие родителей в
анкетировании), тогда как надо кардинально менять стратегию
взаимодействия с родителями. По мнению директора, она должна
заключаться в «абсолютной открытости школы: необходимо признать
индивидуализированный, а не коллективный интерес родителей к школе, а
также принять тот факт, что взгляды родителей на школу отличны от
взглядов школы на саму себя». Об опыте реализации этой стратегии в
своей школе А.Иванов рассказывает в статье «Улица без разделительной полосы.
Размышления директора о необходимости и формах партнерства школы и
родителей» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 6 за 2012 год).
Одна из наиболее распространенных причин ошибочного решения школьных
текстовых задач состоит в том, что у многих детей не вырабатывается
привычка проверять решение. Как же развить это умение у школьников? Об
этом статья доктора педагогических наук С.Зайцевой и кандидата
педагогических наук И.Целищевой «Формирование
у учащихся навыков самоконтроля в процессе решения текстовых задач»
(«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 7 за 2012 год).
В публикации рассматриваются специфика применения основных способов
проверочной работы (составление и решение обратной задачи, решение
задачи другим способом, соотнесение полученного результата и условия
задачи или разыгрывание условия, прикидка ответа или установление его
границ), даются рекомендации по организации освоения этих способов.
Особое внимание авторы обращают на обстоятельства, которые играют
важную роль в конечном успехе, но зачастую упускаются учителями из
вида. Так, обучая детей проводить проверку решения текстовых задач,
нельзя забывать о цели, носящей более общий характер, – развитии
способности к самоконтролю. Это значит, что смысл проверочной работы
должен быть ясен ученикам, а действия по проверке на начальном этапе
обучения должны представляться менее трудными и более обоснованными,
чем сам процесс решения задачи. В противном случае работа по проверке
будет восприниматься учеником не как средство контроля выполненного
решения, а как дополнительная работа, цель которой ему непонятна.
Чем руководствуются старшеклассники в выборе жизненной стратегии? Какие
жизненные ценности ученики старших классов считают доступными для себя,
а какие – нет? И что у них вызывает переживание «внутренней пустоты»
или, говоря научным языком, «внутреннего вакуума» (когда человек
понимает, что та или иная ценность важна, но он не чувствует желания
прилагать усилия для ее достижения)? Эти вопросы поставила в своем
исследовании кандидат психологических наук И.Вартанова. В результате
было выявлено пять типов мотиваций: мотивация аффилиации (потребности в
принятии), мотивация достижения, мотивация престижа,
учебно-познавательная мотивация и мотивация конкуренции. К примеру, как
отмечает И.Вартанова в статье
«Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2012 год), ученики с доминирующей
мотивацией «потребность в принятии» эмоционально ориентированы на
общение («интересный разговор», «хорошие и верные друзья», «участие в
дискуссиях на уроках»). При осознанном выборе эти ребята
на первые места в личном рейтинге предпочтений также ставят «любовь»,
«семью», «здоровье», но считают эти ценности труднодостижимыми для
себя. Учебная деятельность сама по себе для них малозначима. И хотя они
стараются добиваться таких отметок, которые устраивали бы родителей и
учителей, однако ценность учебы нередко становится для них
катализатором негативных переживаний, связанных с внутренними
конфликтами.