ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Образ ученика: взгляд из-за учительского стола
Как возникают типажи и стереотипы
Понятно, что отношение детей к?учителю имеет большое значение
для?образовательного процесса, но?не менее важно и то, как учителя
воспринимают учеников.
Оказывается, в сознании педагогов существуют вполне определенные,
типичные образы, отражающие представления учителей о гипотетических,
«абстрактных» детях. Эталонными ориентирами для этих образов служат
такие понятия, как «обычный ребенок», «хороший ребенок», «плохой
ребенок». И что интересно: чем больше типовых характеристик «на все
случаи жизни» включают в себя представления педагогов, тем труднее
учителя воспринимают конкретных учеников.
В этом случае при описании интеллектуальных
особенностей учеников учителя пользуются только самыми общими
характеристиками: «способный – неспособный», «умный – глупый»,
«сообразительный – несообразительный», не выделяя различных сторон
интеллектуальной активности, характеристики качеств ума, описывающих
познавательную стратегию. На первый план в оценке ученика выходят не
конкретные факты и их психологические причины, а собственные
впечатления от черт характера и поведения ученик
Особую роль в формировании образа ребенка играет впечатление,
сложившееся о нем при первых встречах. Первоначальное представление
формируется по механизму «ореола». То есть производится неосознаваемый
фрагментарный оценочный анализ выражения лица, позы, жестикуляции,
особенностей одежды, манеры поведения. Оценка происходит по трем
параметрам: превосходства, привлекательности, отношения к нам
Интересно, что фактор превосходства фиксируется по какому-то
одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим
параметрам.
В отношениях педагогов к детям влияние этого фактора бывает
весьма мощным. В результате быстро формируются стереотипы, которые
нередко проявляются даже в таких вещах, как переоценка заведомо слабых
ответов «отличников» или «послушных» и недооценка неожиданно сильных
ответов «двоечников» или «трудных». Внутренним оправданием для таких
оценок служат обоснования по типу: «это он немного переутомился» или
«это он наверняка списал».
«Эффект ореола» срабатывает и при действии фактора
привлекательности.
Выявилось, что «привлекательным» детям, при прочих равных
условиях, учителя приписывают более высокий интеллект, намерение
продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием,
и более высокий статус среди сверстников. Существенное влияние
оказывает и то, насколько ребенок склонен соглашаться с суждениями
педагогов.
«Эффект ореола» в немалой степени влияет на развитие учащихся.
По экспериментальным данным, в 39% из 448 опубликованных экспериментов
ожидания учителей повлияли на успехи учащихся. Исследователи отмечают,
что преподаватели чаще улыбаются и кивают «ученикам с более высоким
потенциалом». Выбранной наугад десятисекундной видеозаписи
учительского взгляда хватает для того, чтобы и дети, и взрослые зрители
фрагмента точно определили, какой перед ними ученик, плохой или
хороший, и нравится ли он преподавателю. По данным западных
исследователей, учителя могут также больше заниматься со своими
«одаренными» учениками: ставить перед ними более высокие цели, чаще
вызывать их к доске и предоставлять им больше времени на ответ.
PS
Более подробно результаты исследования представлены в книге
В.Ситникова «Образ ребенка (в сознании детей и взрослых)».