ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Образ педагога: взгляд из-за парты
Представление об учителях у младших школьников изменилось. Почему?
Специалисты все чаще говорят о том, что общество стало более
критичным в отношении к школе и эта перемена сказывается на отношении
детей к учителю. Какими же предстают учителя в восприятии современных
школьников, в частности младшеклассников?
Чтобы понять это, кандидат психологических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии образования ФГБОУ ВПО «Алтайская
государственная педагогическая академия» Ольга Холодкова провела
специальное исследование. Мы попросили Ольгу Геннадьевну рассказать о
результатах и выводах.
Кто ведет урок в «школе
зверей»?
Наше исследование основывалось на так называемых проективных
тестах. Например, в одном из тестов ребятам предлагалось нарисовать
«школу зверей». Нам было важно посмотреть, с образом какого животного у
детей ассоциируется учитель.
Оказалось, что у первоклассников это чаще всего медведь (в соответствии
с психологической интерпретацией теста этот образ характеризуется
следующими качествами: «большой», «сильный», «внимательный»,
«спокойный», «самостоятельный», «иногда может и поругать»). Несколько
реже ребята рисовали учителя-лису («красивая», «аккуратно одетая»,
«должна подавать пример», «смекалистая», «не добрая, но и не злая») и
учителя-зайца («веселый», «жизнерадостный», «добрый», «нерешительный»,
«ставит себя на одну ступень с детьми», «идет на уступки»).
К третьему классу представления детей о педагоге становятся гораздо
более разнообразными и дифференцированными, появляется много новых
образов. При этом среди наиболее часто избираемых третьеклассниками
образов есть как очевидно положительные, например учитель-собака
(учитель-друг, старший товарищ, «преданный»), так и образы с четко
выраженными негативными характеристиками. Как то: учитель-волк с
подчеркнуто большими клыками («серьезный», «строгий», «невеселый»,
«любит, когда выполняют его требования», «иногда может быть злым или
несправедливым»).
В другом тесте ребятам предлагалось закончить предложения. Например:
«Когда моя учительница приближается ко мне, я…». При обработке
результатов во многих детских высказываниях отчетливо прочитывались
переживания тревоги, неуверенности, страхов: «…я прячусь за парту», «…я
убираю тетрадку», «…у меня падает ручка», «...я боюсь». Гораздо реже
встречалось продолжение «…я радуюсь».
В целом же из результатов исследования можно сделать вывод, что, к
сожалению, тот авторитет, который был у учителя начальных классов 15–20
лет назад, сегодня в значительной степени утерян. И хотя на начальном
этапе школьного обучения у детей наблюдается положительное восприятие
педагога, то к третьему классу это отношение меняется в сторону
нейтрального.
Примечательно также, что если раньше по силе авторитета у младших
школьников на первом месте, как правило, был учитель, затем родители и
сверстники, то сейчас учитель оказывается на втором-третьем месте по
статусной значимости, причем в городских школах это происходит уже с
первого класса (в сельских – несколько позже). Отметим, что в прежние
годы мнение сверстников становилось высокозначимым для школьников
где-то к 5–6 классу, а теперь это происходит уже во втором–третьем
классе.
«Может постоять за
своих учеников…»
Каковы причины снижения учительского авторитета? Некоторые из
них, что называется, лежат на поверхности. Во-первых, трудно не
согласиться с тем, что повышение критичности, прежде всего в средствах
массовой информации, по отношению к школе сыграло свою роль. Учителю
теперь не придается того значения, которое придавалось раньше, и это
отражается на позиции родителей. Второй очевидный фактор – падение
престижности профессии учителя, вследствие чего многие успешные
выпускники педагогических вузов перестали связывать свое будущее с
работой в школе. Отметим здесь, что, как показало исследование,
наибольшим авторитетом у современных родителей пользуются учителя,
обладающие широким общекультурным кругозором.
Но есть и менее очевидные причины. Так, в ходе исследования мы увидели,
что у современных младших школьников по мере взросления усиливается
потребность в положительном отношении к себе со стороны значимых
взрослых (заметим в скобках, что положительные черты характера учителя
– «может постоять за своих учеников», «может пожалеть и поругать», «она
добрая, не ругается» – детей привлекают больше, нежели внешние
качества – «молодая», «красивая», «красиво расписывается», и по мере
взросления значимость внутреннего мира педагога растет). На наш взгляд,
это связано с некоторой дистанцированностью современных детей от
родителей. Ребятам не хватает тепла, понимания, заботы, и у них
создается желаемый образ учителя – второй мамы, которая их всегда
защитит. Но учителя зачастую не удовлетворяют эти потребности. Так, в
тесте, где ребятам давались рисунки с условными изображениями фигур
учителя и учеников, дети должны были отметить, где они находятся на
этом рисунке. Как показал тест, многие ребята отмечали свое
месторасположение на относительно большом расстоянии от учителя, что
говорит об отстраненности в отношениях учеников и педагога.
Почему возникает отстраненность
в отношениях?
Здесь можно было бы говорить о неготовности учителя
реализовать ожидания современных детей. Но что стоит за этой
неготовностью? С нашей точки зрения, это прежде всего завышенные
требования, которые сегодня предъявляются к учителю начальных классов
администрацией и вышестоящими руководителями системы образования.
Многие педагоги понимают, что дети нуждаются в большем
внимании и индивидуальном подходе, но как эти потребности
удовлетворить, когда «у меня в классе 25 человек, треть из которых – с
ограниченными возможностями здоровья, а администрация требует, чтобы я
успел сделать то-то, то-то и то-то.. А тут еще переход на
новые стандарты!».
Отметим, что сегодня многие специалисты говорят не только об ухудшениях
показателей здоровья детей, но и о смещении младшего школьного
возраста: раньше по своим психофункциональным характеристикам
большинство детей были готовы к школьному обучению в 6–7 лет, а
сейчас – в 7–8. Таким образом, в настоящее время в начальной школе
особенно велика потребность в психолого-педагогическом сопровождении
образовательного процесса, которое, кстати говоря, прописано в новых
стандартах. Но где это сопровождение, когда в школах сегодня нет
тьюторов, логопедов, почти не осталось психологов? И получается, что
учителя оставили один на один с задачей внедрения нового стандарта,
которая в этой ситуации оказывается практически нерешаемой.
В то же время, по данным исследований, самооценка современных младших
школьников зачастую оказывается заниженной, и значит, ребятам требуется
компенсация, которую они могли бы получить во взаимодействии с
учителем. Если же получить эту компенсацию не удается, то самооценка
еще более снизится, что, безусловно, будет иметь негативные
последствия для личностного развития детей. Решение этой проблемы, на
наш взгляд, требует пересмотра государственной политики в отношении к
школе, особенно к начальной школе.