ОРИЕНТИРЫ
Открывая тайну знакомой песни
Урок, который начался с необыкновенной догадки учителя
Что же делать учителю, проработавшему много лет в традиционной
системе? Невозможно ведь сказать себе: «С понедельника я принимаю новую
систему ценностей». К тому же не всегда понятно, как может выглядеть на
практике урок, основанный на иной логике. Но каждый может
найти в своей практике «странный» урок (их, кстати, и
ученики?запоминают на?многие годы), когда общий интерес учителя и
детей сломал привычный ход занятия, разговор пошел по непредвиденному
руслу, урок стал объемным, как сама жизнь. Примерно так, как
происходило на уроке музыки, когда учительница пришла к ребятам с
только что сделанным открытием.
Готовясь к уроку накануне 9 Мая, вспоминала песню «За того
парня» (М.Фрадкин, Р.Рождественский), и вдруг осенило: первые четыре
строчки древним славянским причетом по покойному звучат! Невероятно.
Захотелось поделиться этим открытием с детьми. И вот уже в классе
рассказываю о недавнем потрясении: услышала в песне, написанной во
второй половине XX века, отзвуки старинной славянской традиции.
Названия песни, текста – ничего не называю. Напеваю строчки вокализом.
Прошу постараться вспомнить или угадать, прислушавшись к себе, с чем
могла быть связана эта традиция. Дети сначала несмело предполагают:
– С любовью?.. Нет, не похоже.
– Может быть, это тема смерти?
Удивительно, но разные дети из разных классов всегда узнавали,
угадывали. И тогда я рассказываю про причет над умершим, пару-другую
строк выдыхаю: «Ой ты, сокол ты мой сизокрылы-ый, да на кого же ты меня
покину-ул...» Мелодия надрывно устремляется сверху вниз, растворяясь на
последних звуках.
В каждом следующем классе реакция была похожей – небольшой
смешок, при этом максимум внимания, появляется особое напряжение. Это
значит, дети заинтригованы. Прошу проследить за исполнением мелодии на
фортепиано по руке: вот мелодия ниспадает от клавиши МИ, следом от ФА,
потом от СОЛЬ, всё вниз, всё в землю... но четвертый раз она идет
противоходом – вверх! – но только на три нотки, а потом скатывается,
выдыхается. Щемяще, бесповоротно. Мелодия простая, даю детям
возможность пропеть ее, почувствовать. А потом сама, со словами: «Я
сегодня до зари встану, по широкому пройду полю, что-то с памятью моей
стало – все, что было не со мной, помню». И тут обращаю внимание: нет
ни одного слова о смерти! А мелодия – причет. В классе тишина. И в этой
тишине допеваю куплет до конца, и припев, и второй куплет: «Все зовет
меня его голос, все звучит во мне его песня»...
Мы говорим с ребятами и удивляемся тому, как во времена
атеизма родилась песня, в которой заложена древнейшая идея бессмертия
души.
И вот уже звучит песня в классе, и эти такие сложные, всегда
«поперечные» подростки, поют так, что мурашки по коже. Потому что это
не просто песня – это кусочек жизни с ее трудно постижимыми и такими
простыми истинами.
КОММЕНТАРИЙ
Если использовать этот короткий, но очень эмоциональный
дневниковый отрывок в качестве учебного пособия для самого себя, в нем
можно отметить множество элементов нового подхода, чтобы осознанно
применять в дальнейшем то, что однажды получилось стихийно.
Прежде всего можно предположить, что занятие получилось таким
ярким оттого, что изначально строилось на искреннем интересе взрослого,
он передался и ученикам. Такой эффект не может возникнуть, если учитель
«с холодным носом» в сотый раз излагает положенный материал. Изменились
и позиции. Это уже не учитель–ученики, а музыкант, сделавший открытие в
своей области, делится с детьми радостью и удивлением. И они, обычно
«сложные и поперечные», откликаются.
Когда возникает эмоциональная включенность, появляется
возможность расширить рамки взаимодействия. Подростки не только узнали
сугубо музыкальную закономерность – траурная мелодия движется по
нисходящей, – но и включились в разговор о жизни и смерти, о
предназначении человека, о том, какой след мы оставляем. Именно эти
темы необходимо обсуждать с человеком на пороге юности.
В занятии явно видны и векторы для интеграции с другими
учебными предметами. Связь с историей в русле изучения славянских
традиций очевидна. Но можно пойти и дальше. Если детей зацепит тема
сравнения, ее можно продолжить, договорившись с
коллегами-предметниками, на других уроках. Материал найдется в каждой
дисциплине – от математики до физкультуры, от литературы до физики.
Таким образом работа над универсальными учебными навыками станет
увлекательной и, главное, органичной и понятной.
Марина ЧЕРНЫХ, педагог-психолог