ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Взрослые и дети: стратегии влияния
О чем рассказывают психологические эксперименты
Учитель, как известно, тоже человек и от ошибок не
застрахован. А ведь принимать решения учителю порой приходится
мгновенно, отсюда обостренное чувство ответственности. Чтобы реакция
была верной, должна сработать интуиция. Интуицию развивает опыт, а опыт
– штука непростая, не только набор аналогичных ситуаций,
?но?и?труд их осознания, обработки. И тут всегда кстати специальные
знания: как называется то, что происходит; почему так; к чему приведет…
Возможно, информация, которую психолог Инна Бовина, профессор МГППУ,
сообщила на своей лекции о моделях и механизмах социального влияния,
будет нам небесполезна. Фрагменты лекции приводятся в пересказе.
Почему учить в классе
предпочтительнее
…То, что мы думаем, чувствуем, как себя ведем, во многом
определяется окружением. И даже оставаясь с собой наедине, мы не
избавлены от влияния воображаемого другого.
Человеку давали в руку динамометр и просили сжать: а) просто
сжать, б) сжать изо всех сил, в) сжать в присутствии другого, который
тоже держит динамометр. Результат серии экспериментов: в присутствии
другого человек всегда улучшает свою деятельность.
На базе подобных исследований в свое время было реформировано
немецкое образование: обучение должно вестись в коллективе.
Но вопросы остаются. Почему? Всегда ли? За счет чего?
Один-сам
Другое дело, что далеко не все задачи лучше решаются в
присутствии другого. Только простые. Да, разгадывать кроссворд вместе –
здорово, а вот составлять его? Также удалось экспериментально доказать,
что правило «вместе лучше» работает не для всех людей. Для половины.
Еще 25% безразличны к фону, а другим 25% он мешает.
Мысль о гибком сочетании индивидуального–группового–коллективного
обучения вытекает со всей очевидностью. Приватность тоже дает
фантастические результаты. Проводился эксперимент с подставной группой:
«Ты опоздал и будешь отвечать письменно!» – в это время подставные
студенты публично отвечают неправильно, все до одного. Испытуемый пишет
– и пишет правильно. Он в привате. А в ситуации устной формы («ответишь
последним») быстро сбивается. Письмо и чтение как форма защищенности –
это следует учитывать.
И это уже сколько раз обсуждали: если ответ очевидный (дан образец и к
нему 4 варианта ответов, из которых один как образец), то
самостоятельность мышления не страдает, человека с верного ответа не
сбить. Но как только наступает ситуация неопределенности (даны образец
и три ответа, из которых ни один не соответствует образцу), люди
начинают слушать, что скажут другие, и повторять. Лишь бы не находиться
в ситуации неопределенности. То есть психологический комфорт дороже
истины.
Но вот оборотная сторона этого свойства. До боли знакомая. Есть два
специалиста, и у них разные мнения по одному и тому же вопросу.
Уступать никто не хочет, ведь это значит – уронить свой статус. Это
называется конфликтом компетенций: когда содержательный уровень сходит
на нет перед социальными амбициями. В конце концов кто-то один
превращается в цель влияния, другой – в источник влияния, а дело
стопорится.
Исследования на
подчинение авторитету
Существуют две формы влияния – нормативное и информационное.
Первое – властное одергивание, призывы к порядку, оно обычно обеспечено
статусом. Второе – экспертное суждение, обоснованное мнение, оно
обеспечено моральным авторитетом ума, знания, обаяния.
Вот мы, учителя, кто? Власть или эксперты? Есть соблазн сказать «и то и
другое». Но не для того мы разводим понятия. Вот когда нас на уроке
дети спрашивают, откуда мы взяли такие данные, где источник, мы что
говорим? «Я источник, и не сомневайтесь!» Или мы, может, понавешали
грамот и сертификатов в рамочках на стены? Там есть даже наше фото с
руководством? Ну тогда точно: мы опираемся на нормативное влияние.
Автократы.
И ладно бы. Но если учитывать цели влияния – а мы не на плацу, а в
школьном классе, учим, а не командуем, – то мы не имеем права надувать
щеки и сильно отделяться от земли: один из феноменов социального
сравнения: человек равняется на того, кто чуть-чуть лучше, чем он.
Недаром дети любят молодых учителей, что бы они ни делали.
Психологи, оказывается, избегают слова «манипуляция», мол, оно
негативно окрашено. Но от явления не открестишься: люди сплошь и рядом
чего-то хотят от других: изменить их или их поведение, мысли.
Существуют две основные стратегии воздействия.
Одна – «нога в двери». Мы просим (нас просят) о малой уступке: «Ты
только это выполни, и все». Добившись минимального, мы хвалим, чтобы
человек почувствовал себя хорошим, и потом просим о более серьезном
деле, а человек уже в процессе, он уже не настроен возражать. И –
вперед, с требованиями, вы ведете счет. Обычно это стратегия взрослых.
Другая – «лицо в двери», детская. Ребенку просто неохота что-то нужное
делать, и он организует событие. Какие-то отвлекающие просьбы – «а
расскажите»… «а вот мне интересно». На самом деле и неинтересно, и не
очень-то надеются, но пробуют часто, порой срабатывает.
Хотя изменить поведение очень трудно. Категорически не работают прямые
запреты и убеждения в лоб, экспериментально доказано. Ни «ну-ка
перестань» (нормативный подход), ни даже «ты же понимаешь, что…»
(информационный подход). Это только чтобы себя успокоить. Что же
помогает? Оказывается, социальная идентичность. Принадлежность к
группе, семье, в том числе – «наш хороший класс», «наша хорошая школа».