Новые учителя: союз ради развития
Стать автором собственного профессионального развития во взаимодействии с другими – что это значит?
П риятно видеть учителей перед началом учебного
года: веселые, загорелые, энергичные. Они собираются на августовские
встречи, и это не только обязательные школьные совещания, но и
последние в это лето поездки стажировочного характера – в другую школу,
в другой регион на турнир или на фестиваль.
Факт: накоплено и собрано уже столько опыта, что приходится не гоняться
за ним, а учиться его отбирать.
И еще примета: идет актуализация неформального безлидерского
взаимообразования…
Стандарт побуждает учителя к обучению, и это в ситуации
обострения противоречия «тесты/творчество»! ЕГЭ никто не отменял,
загадкой для многих остаются «школы понимания», «школы ценностной
педагогики» и прочие многажды похваленные. Как же они работают в
сегодняшних условиях? Что-то здесь не так…
Увы, в паруса подозрительности ветер уже не дует. Ньюсмейкером
педагогики все больше становится ребенок, а не чиновник, и многие
учителя интуитивно меняют вектор. Учатся по собственной инициативе, в
Сети, а в область основных интересов включают освоение диалоговых
практик самообразования. Потому что Сеть все меньше представляется
транспортером, на котором к нам подъезжают новые знания (в том числе и
методические), а все больше – пространством, в котором можно что-то
создавать вместе с другими и в самом этом процессе – обретать
совершенствование.
Стать автором собственного профессионального развития во взаимодействии
с другими – что это значит? Отказаться от штампов? Быть критически
настроенным? Самое лучшее объяснение, конечно, пример.
Разговор с педагогом из
Южно-Сахалинска Иваном Травкиным
– Откройте интернет, и вы научитесь, чему захотите. Рисовать.
Плести фенечки. Говорить на любом языке. Причем вариантов «как», «у
кого» будет предостаточно, выбирайте по себе. И тут оказывается, что 1)
мы мало чего хотим; 2) плохо знаем, какой способ и тип обучения нам
больше подходит. И все разговоры о том, что высокие технологии заменят
педагога, что психологические знания и исследования – вчерашний день
образования, попросту несостоятельны. Я стал педагогом, потому что ядро
личности должно быть сформировано, а это исключительно ручная работа.
– Я вижу, что учителя очень
робко ведут себя в соцсетях. То есть материал просматривают тысячи, а
комментариев один-два. Эта позиция закоренелого наблюдателя – она что?
Страх открыться, неуверенность в себе или то самое «некритическое
мышление»?
– Всегда в любом деле активность людей можно представить в
виде экспоненты наоборот: вверху мало, а хвост внизу очень большой. Но
это неправда, что педагоги расположились именно в хвосте, вы, наверное,
просто места не знаете. Я занимаюсь теорией и практикой обучения
«равный к равному» и уверяю вас, что между учителями возникают
потрясающие проекты, в том числе международные. Даже открытия делаются.
– И куда надо
смотреть?
– Всюду, где развивается дистанционное обучение, тут,
например: http://edugalaxy.intel.ru. Я состою в сообществе http://www.elearningpro.ru/,
мой сайт – http://funofteaching.tumblr.com/.
За тем, как идет образовательная деятельность в общении педагогов,
можно посмотреть у меня здесь: http://www.facebook.com/ivan.travkin/app_slideshare.
– Тогда спрошу у вас как у
специалиста: что делает совместный дистанционный проект эффективным для
участников? Понятно же: кто-то учит, кто-то учится, значит, есть
авторитет, значит, оценка, зависимость то есть…
– Новизна ситуации в том, что идет обмен ресурсами, это
взаимообогащающая деятельность. Значит, каждый должен быть готов
открывать в другом и быть открытым. Такое обучение я назвал
«равногоика», то есть уже на этапе проектирования общих действий
закладывается зона ближайшего развития каждого, идет целенаправленная
работа в ней с помощью другого человека, которому это делать интересно
и важно.
– Это новая
модель обучения, созданная под диктатом ИКТ, или новая педагогическая
философия?
– Пока можно сказать, что новая область педагогики,
посвященная организации и оптимизации учебной деятельности в рамках
модели «равный к равному». Да, она опосредована
информационно-коммуникационными технологиями, но в основе – большая
проблема: самостоятельные действия человека в Сети и запрос на
подходящее учебное сообщество.
– Хотя столько
народу сейчас занимается всякого рода индивидуализацией,
«индивидуальными образовательными траекториями»…
– Пора начать говорить о персонализации образования. Что такое
«индивидуальный»? Психологический термин, обозначающий особенные
признаки, отличающие индивида от других. Я не против психологии, но
помимо особенного в человеке есть всеобщее, мы как-то от него
отодвинулись в последнее время. Персональное обучение – это не учет
кем-то чьих-то способностей, а именно авторское отношение к своему
образованию.
– То есть вот у
меня во френдленте люди, которых мне интересно читать, никаких ненужных
постов я не получаю – это вот моя персональная сеть.
– Вы отчасти правильно начали представлять модель:
ненасильственные предпочтения, осознаваемая польза для себя, но еще –
продуктивное взаимодействие обучающего характера. Вот этому – сценариям
использования социальных инструментов в обучении и созданию собственной
персональной учебной сети – надо учить.
– Американская учительница,
их «Учитель года 2012», недавно рассказала нашим педагогам: в конце
урока она просит учеников написать 140 слов о произошедшем – в формате
твиттера. Способ кратко сформулировать главное и ощутить себя чего-то
достигшим человеком.
– Если класс – группа в настоящем твиттере, все сразу могут
увидеть тексты друг друга. Сетевой подход помогает думать, действовать
вместе. Но он требует пересмотра того, как мы учим, как сами учимся и
как лично мы приходим к знанию.