КРУГ ВОПРОСОВ
...А за переподготовку заплатят учителя?
Ведь далеко не во всех регионах на это заложены средства
Как учить подростков по новому
стандарту старшей школы – еще никто не знает. Однако учителя уже
задаются вопросом, где, как и за какие деньги им самим придется
учиться, чтобы соответствовать новым требованиям. Многие из них знают,
что повышение квалификации, необходимое для работы по стандарту, им
придется оплачивать из собственного кармана.
...Директор школы города Барабинска Вера Ганзя перед началом
учебного года сделала подсчеты и предупредила коллег-депутатов по
Законодательному собранию Новосибирской области:
– Для того чтобы работать по новым стандартам, учителя должны
пройти специальные курсы. У нас они стоят порядка 4 тыс. руб. на одного
педагога. В школе средства на это не заложены. Я уже даже слышала такое
мнение, что «если учитель хочет работать в школе, он сам найдет на это
средства». Но, на мой взгляд, перекладывать это на учителей
неправильно.
Учителя платят не потому, что они богатые, а потому, что
бюджетные курсы региональных ИПК имеют свои лимиты. И в ближайшие годы
педагогам старшей школы будет отнюдь не просто туда попасть.
Подсчитаем: переход на новые стандарты планируется в 2020
году, однако ни одного учебника для старшеклассников еще не издано.
Следовательно, структуры повышения квалификации смогут начать
полноценные занятия с учителями старших классов не раньше 2013–2014
года. При этом в ИПК выстроится очередь тех, кто работает на
экспериментальных площадках. К 2018 году пойдут в старшие классы
пятиклассники – те, что начали или вскоре начнут учиться по стандарту
средней школы. К 2020 году приблизится срок переаттестации у рядовых
учителей… Значит, новый наплыв педагогов в ИПК. А вместе с ним –
нехватка бюджетных мест.
Именно в таком изматывающем режиме несколько лет назад
проходили обязательную переподготовку директора и завучи школ
некоторых регионов. «Мы готовы сами оплачивать коммерческие курсы
повышения квалификации, – жаловались они, – но этих курсов нет! В
группы записываются за много месяцев вперед. Нам советовали ехать в
соседнюю область. За счет бюджета это трудно оформить, а за свои деньги
– всегда пожалуйста. Но представьте себе, что это такое у нас в Сибири
– ехать в другую область!»
Эксперты уверены, что никому не удастся перейти на новые
стандарты старшей школы там, где региональные власти не смогут создать
современную и мобильную систему повышения квалификации.
– Проблема готовности педагогических и руководящих кадров к
введению нового стандарта в старшей школе – это не столько поиск
дополнительных средств,?– говорит заместитель председателя Комитета
общего и профессионального образования Ленинградской области Елена
Спасская, – сколько обновление формата повышения квалификации. Стандарт
направлен на системные преобразования. А это требует изменения
профессионального сознания учителей всей школы, а не по отдельным ее
ступеням. Содержание, технологии и результаты освоения стандарта не
просто могут быть переданы с одного этапа на другой, а должны, скажем
так, «прорасти» в сознании и деятельности каждого участника
образовательного процесса. Поэтому сейчас становятся все более
востребованными новые формы повышения квалификации:
командно-корпоративные. Механизмы финансирования мероприятий по
повышению квалификации педагогов тоже должны стать более адресными. У
нас в Ленинградской области в этом году впервые средства на повышение
квалификации были направлены в ОУ. А это позволило каждому учителю
выбрать не только образовательную программу, но и учреждение, где он
будет повышать квалификацию.
Конечно, для качественного перехода на новый стандарт нужно
иметь определенную степень готовности. Для кого-то эта готовность,
наверное, будет достигнута только через 8 лет, в 2020 году. Для тех,
кто работает в опережающем режиме, этот процесс пойдет гораздо быстрее.
Например, если уже с прошлого года школа в пилотном режиме ввела
стандарт в 5 классе, то уже через 4 года эти дети дойдут до старшей
школы.