Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кириллов Валентин, Типенко Наталья

«Вопрос о стоимости стандарта никогда не поднимался»

Может быть, не случайно. Ведь, по расчетам экономистов, большинство регионов не справится с его финансированием. Об этом мы беседуем с директором Центра универсальных программ Наталией Типенко

– Стандарт старшей школы обсуждался с 2005 года. Но самое удивительное – до сих пор никто не задумался, сколько он будет стоить. Ваше мнение – какова, в самых приблизительных цифрах, может быть стоимость его реализации? А следовательно, насколько реально его выполнение?

– Несмотря на то что стандарт обсуждается уже давно, я не слышала, чтобы когда-либо поднимался вопрос о его стоимости. С одной стороны, вопросы стандарта – это вопросы организации учебного процесса, структуры образовательной программы. И здесь не должно происходить изменений стоимости обучения. Где должно произойти удорожание? Во-первых, стандарт требует определенных условий для реализации образовательного процесса…

– Вы имеете в виду, что школьные здания должны соответствовать определенным требованиям? Например, при них должны быть бассейны…

– Да. Создание условий, предписываемых стандартом старшей школы, потребует от регионов дополнительных средств. Правда, это разовые вложения. Во-вторых, текущее финансирование образовательных учреждений должно быть иным. И это потребует затрат иного уровня. Индивидуализация обучения, составление индивидуального учебного плана, появление курсов по выбору неизбежно приведут к увеличению расходов на старшую школу. Здесь даже не нужно делать сложных расчетов. Как только снижается наполняемость классов, обучение становится дороже. Делим класс на два – стоимость растет.

– Когда в субъектах РФ вводили профильное обучение на старшей ступени школы, руководители ОУ попробовали разделить классы по интересам и быстро выяснили, что нет ни дополнительных преподавателей, ни дополнительных денег…

– Все это мы уже «проходили» при профилизации старшей школы. Программа профилизации была принята и широко разрекламирована, но не подкреплена финансово. Там, где увеличились нормативы на старшую школу, профилизация была реализована. Но она не стала массовой. Со стандартами произойдет то же самое. Где в образование пойдут дополнительные деньги, там индивидуализация обучения будет реализована. Смею предположить, что это будут отдельные положительные примеры.
Со стандартом начальной школы мы тоже имели подобный опыт. При реализации в субъектах Федерации 10 обязательных дополнительных часов в неделю превратились по факту в 4–5 часов – в соответствии с бюджетными возможностями регионов.
Но стандарт тогда стандарт, когда он для всех и когда нельзя учить по-другому. Если одни учат так, другие – эдак, то это уже не стандарт, а что-то иное…

– В свое время ваш Центр универсальных программ подсчитал, сколько дополнительных средств понадобится регионам для финансирования стандарта начальной школы. Тогда и цифры, и прогнозы подтвердились. По вашим подсчетам, насколько должен увеличиться норматив на старшую школу, чтобы стандарт можно было реализовать в реальном муниципалитете и конкретном ОУ, а не на бумаге?

– При расчете норматива по формуле у нас получалось, что обучение станет дороже примерно на 15–17% по сравнению с начальной школой. Но – если принимать за основу для расчета старый Базисный учебный план! При новом стандарте старшей школы речь идет об индивидуализации обучения, а это приведет в первую очередь к снижению средней наполняемости классов как минимум вдвое, а то и больше. Снижение численности учеников на каждую дополнительную единицу влечет за собой увеличение расходов. Сегодня средняя наполняемость класса – 25 человек. Что будет, если учеников останется 24? Так, к примеру, первый учащийся (снижение наполняемости класса до 24 человек) вызовет рост расходов на 4,17%, а вот уже пятый учащийся (снижение наполняемости до 20 человек) обойдется бюджету в дополнительные 25%. И так далее.

– Звучит впечатляюще. Такие деньги регионы вряд ли найдут…

– Это еще не все. Стандартом старшей школы предусмотрены индивидуальные учебные планы. Ученику предоставляется возможность самому выбрать свою учебную «траекторию». Значит, по некоторым дисциплинам наполняемость классов может упасть очень сильно. Практически уроки превратятся в индивидуальные занятия. А это очень дорого.

– И в какие суммы может обойтись департаментам образования индивидуальная работа педагога с учеником? Если, конечно, идея индивидуальной работы со старшеклассниками будет реализована?

– Недавно наш центр делал расчет норматива для музыкальных школ в одном субъекте РФ. Занятие с одним учащимся мы приравниваем к занятию в группе. То есть стоимость обучения в 25 раз выше, чем в стандартном классе. Готовы ли к этому бюджеты регионов и муниципалитетов? Не думаю. Наоборот, в документах Минфина и Минэкономики на 2013–2015 годы говорится о неэффективных расходах на образование и о необходимости сокращения этих расходов.

– Во многих регионах России при введении новой системы оплаты труда перешли на модель ученико-часа. Для него требуется нормативная наполняемость класса. Как в этих регионах смогут реализовать стандарт старшей школы, который предполагает деление класса на группы?

– В чистом виде ученико-час все равно нигде сейчас не применяется. Как при модели ученико-часа оплачивают, например, труд учителей иностранного языка? Вводят коэффициент «два», которым увеличивают наполняемость классов по сравнению с фактической. Этим же будут пользоваться и при введении нового стандарта. Но это тоже потребует дополнительного финансирования.

– Предположим такой сценарий: регионы заявляют, что перешли на стандарт старшей школы, но при этом они не увеличивают норматив финансирования, не делают существенных денежных вложений. Как все это заработает? Не получится ли, что стандарт будет реализоваться за счет дополнительной нагрузки на учителя?

– Дополнительная нагрузка учителей регламентирована нагрузкой на ставку. Для этого нужен пересмотр часов нагрузки, что пока не предполагается. Возможно, будет расти коэффициент совместительства, но это тоже дополнительные деньги, которые должны быть заложены в норматив. Для всех очевидно, что новый стандарт предполагает рост общего числа оплачиваемых часов. Следовательно, должен быть увеличен и общий фонд оплаты труда. В противном случае нормы, вводимые стандартом, не смогут быть реализованы.

Рейтинг@Mail.ru