Подготовка к августовским совещаниям: новый формат
Начало традиционным августовским педагогическим совещаниям
работников образования в субъектах Российской Федерации положено – идти
они будут весь сентябрь, основными темами обсуждения станут проект
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
модернизация региональных систем общего образования и повышение
заработной платы учителей; реализация национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»; подготовка к введению федеральных
государственных образовательных стандартов; развитие системы
дошкольного образования. В каждый регион выезжает представитель
Минобрнауки, и эти встречи имеют скорее политическую, а не
педагогическую подоплеку. Тем не менее, решения и даже общие
представления власти о политике образования на сегодняшний день имеют
значение для всех.
«Куда учим?»
Конечно, прошло то время, когда доклады местных управленцев к
таким совещаниям готовились келейно, торжественно разучивались перед
зеркалом – бенефис, да и только. Сегодня управленческий состав
значительно омолодился, начальники на местах берут пример с
министерских и выкладывают материалы докладов в сеть.
Так заместитель начальника департамента образования, культуры
и молодежной политики Белгородской области Игорь Шаповалов разместил в
интернете текст «Новый Учитель для Новой школы: быть или не быть?»,
своего рода анонс выступления на августовском совещании (они, кстати,
теперь транслируются онлайн).
Прокомментировав федеральный план модернизации педагогического
образования (создание центров передового непрерывного педагогического
образования с отбором региональных на конкурсной основе), Игорь
Шаповалов предложил создать Белогородский региональный комплекс
непрерывного опережающего профессионального педагогического образования
(БРК «НОППО»), который включил бы в себя стажировочные площадки общего
образования на базе школ, стажировочные площадки
системно-деятельностного образования на базе педучилищ и стажировочные
площадки коррекционного и инклюзивного образования на базе интернатных
учреждений, а также и Старооскольский городской ИПК, пединститут и
региональный институт повышения квалификации, который надо переназвать
в ИРО и придать ему статус оператора комплекса. Что заявлено?
Новый принцип движения средств на повышение квалификации
«деньги за педагогом»: региональный норматив финансирования ПК.
Новый принцип подготовки – в сообществе, на стажировочной
площадке, в режиме выполнения профессиональных действий.
Новый прецедент: опережающее педобразование, а то «не знаем,
куда учим». А чтобы в сообществе учителей не было отрицательной
селекции, создать в школах педклассы, усилить меры социальной поддержки
педагогов и ветеранов педагогического труда.
«Мы вас не заказывали!»
Казалось бы, умно и хорошо. Но только не до начала обсуждения,
которое разгорелось в Фейсбуке. Мол, это опять оргподход, а не решение
вопроса по существу. Опять не про содержание.
Про деньги на персонифицированное ПК, например. Они откуда
должны приходить и куда? Наверное, в школу, а не в ИПК. Директор школы
– заказчик, а не наоборот (директор обслуживает разнарядки). Опять же
не «левая нога» учителя определят тему, а директор: учитель учится
тому, что важно для школы. «А финансовый механизм может быть любым: у
школы деньги ли, у муниципалитета, у региона – всё едино. Главное,
чтобы акт приема-передачи подписывал заказчик. Тогда ПК как услуга
абсолютно ничем не отличается от пары десятков любых других услуг,
которые заказывает школа: вывоз мусора, проведение мероприятия, ремонт
и т.п.», – считает участник обсуждения.
Про стажировочные площадки. Это что – конкурентная среда
выбора альтернатив или мегакомплекс про одно и то же (допустим,
системно-деятельностный подход)? Будут ли учиться те, кто назначен
учить? Где, как, у кого? Наконец, дадут ли учителю выбирать самому?
По мнению одного участника обсуждения, нет никакой тайны
выбора: за учителя все выбирают районные методисты. А в их головах (эти
головы не аттестуются и не лицензируются никогда) все свалено в кучу:
переподготовка, повышение, консалтинг, проектирование, программирование
и т.п. – так что вопрос «какой вы практикуете метод» вводит их в
ступор. Однако при походе в школу по-прежнему полагают, что они
разбираются во всем и лучше всех.
Но и об этом надо думать специально: как избежать привычной
схемы давления на заказчика и не держаться за вот эти мертвые районные
методслужбы. Быть может, всего-то – делать четкие описания услуг с их
контентным и ценовым разделением (повышение квалификации,
переподготовка, консалтинг, программирование, проектирование и т.д.).
Также автора текста спрашивали, что же такое «опережающее
педагогическое образование» по сути. Плохо, если педагогическая
повинность, мобилизационный контекст. Но, может быть, речь идет о таком
качестве педагогической работы, при котором она вдруг станет
заманчивой, привлекательной для умных детей?
О временной
эффективности повинностных методов
Суть пока в другом: как много разных мыслей инициирует текст
чиновника, выложенный в открытом доступе накануне выступления на
региональном совещании. В том числе – критических. Конечно, для
самолюбия начальника это рискованно, однако к открытости теперь
принуждают сверху, и тут уж каждый решает сам, что он может перенести,
а что нет.
Игорь Шаповалов не стал вступать в дискуссию с
заинтересованными, неравнодушными «образованцами» (среди них не было ни
одного человека из его региона), сославшись на большую занятость. Но
ведь точно – почитал, и не без пользы. Как и мы.
Что-то все-таки движется к лучшему, что-то зреет…