Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Чаплыгина Нина

Старшеклассники: навязанный образ

Почему реальные желания и стремления подростков не получают содержательной поддержки педагогов

Замечено верно: мы живем с детьми в одном физическом пространстве, однако на удивление мало считаемся с особенностями их жизни и культуры. Еще точнее – даже не замечаем, что порой становимся причиной их неблагополучия. Это можно поправить, если дело только в незнании тех самых особенностей...

Речь о подростках. Да, наступает момент, когда образовательные достижения, достижения в освоении культуры уже не олицетворяют собой для ребенка процесса взросления.
Следовательно, задачи, которые ставит перед учеником школа, не присваиваются. Линия взросления требует иной событийности. Реальная же ситуация такова, что на протяжении всего школьного возраста в жизни растущего человека ничего принципиально не меняется: он все так же сидит за партой, идут уроки все той же длины, все те же домашние задания, все та же превосходящая роль учителя и зависимость от него – 7 тебе лет или 17.
О том, что в таких условиях тормозится появление личностных изменений, мотивов, притязаний, интересов, говорит ряд исследований.
Так, психологи Наталья Логинова и Ирина Дуда провели опрос старшеклас­сников и их педагогов (выборка достаточно большая) на предмет «Образ старшеклассника» и сравнили результаты. Оказалось, что ключевые характеристики образа старшеклассника (планирование, ответственность, личность) совпадают в представлении самих старшеклассников и педагогов. «Это может говорить о том, что старшеклассники озвучивают тот образ, который им передают взрослые в процессе совместной работы. Школьники воспроизводят то, что им вменяется взрослыми атрибутивно», – резюмируют исследователи.
Второй их шаг состоял в том, что старшеклассникам предлагалось продолжить 10 предложений по началу «Я хочу ….». И выяснилось, что сферы, относительно которых формулировались желания испытуемых, совершенно иные: поступление, успешность, новые ощущения, риск, изменение себя, общение.
Это не мелочь: озвучиваемый старшеклассниками образ старшеклассника не совпадает с их реальным самочувствием, реальными желаниями и стремлениями. То есть «вменяемость» старших детей очень сильная. В то же время – чему они внимают?
Третий шаг исследования – описание функций взрослого в жизни ученика (отвечали дети и взрослые) – показал, что детям важно не то, в чем взрослые видят педагогический смысл. Педагоги: помощь в самоопределении; помощь в учебном предмете; эмоциональная поддержка; помощь в организационной работе; неформальное общение. А дети ставят на первое место качественное знание предмета, на второе – «чтобы меня уважали как человека». Право на самоопределение стоит у детей гораздо выше, чем «равноправие».
Вывод не в том, что взрослые не умеют признавать природу возраста ребенка и подстраивают его под себя. Важно понимать это: новая потребность ребенком чувствуется, но не осознается, и это всегда запрос к взрослому, который может (и должен, если он профессиональный педагог) ее объективировать. Заметить, помочь оформить и так обеспечить развитие. То есть – задавать процесс, а не тормозить.

Рейтинг@Mail.ru