ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Когда учитель становится родителем
Смена педагогических ролей – шанс на профессиональный рост
Если бы кто-нибудь в мой последний школьный день сказал, что я
выберу профессию учителя, убила бы его на месте. Так тяжко давалась
школа, хотя я очень любила учиться и умела это делать. Но школа сильно
отравляла жизнь обязательностью и жесткостью своих требований на
уроках, мелочными придирками учителей по поводу не там и не так
отступленных клеточек и линеечек, избыточностью однотипных заданий,
вечной какой-то спешкой в поглощении непереваренной информации. Она
травмировала на переменах скоплением множества орущих и толкающихся
сверстников, из которых очень непросто было выбрать товарищей. Но
первого сентября школе прощалось все. Казалось, что она существует
именно для этого дня.
Как я ждала его, когда мне наконец-то исполнилось семь! Давно и заранее
были куплены ранец, форма и все, что полагается. Завтра жизнь потечет
уже как-то совсем по-другому. Наверное, я сразу стану большой и
серьезной. Очень хотелось поскорее начать писать в новой тетрадке. Но
какими окажутся ребята в классе? Добрая ли будет учительница? Будет ли
она меня любить? Ругать? Хвалить? Ни мама, ни папа никак не могли мне с
этим помочь, как помогли научиться читать до школы. Пространство
человеческих отношений в школьных стенах предстояло освоить
самостоятельно. И как оказалось, совершенно вслепую, потому что
взрослые были озабочены только нашим учением и отметками. Учительница
нашего класса никак не выстраивала общение между нами, ее интересовали
такие формальные вещи, как техника чтения и наклон прописных букв.
Никто никогда не обращал нашего внимания на перепады настроения друг
друга, никто не учил проговаривать свои чувства, желания и страхи. Это
было просто невозможно, поскольку считалось, что никакого отношения к
учению не имеет. О том, что в каждом классе, даже самом первом,
существует жесткая иерархия, лидеры и изгои, взрослые то ли не
догадывались, то ли делали вид, что не догадываются. И мы должны были
сами разбираться в своих детских проблемах. Но у нас, тогдашних
первоклассников, не было еще на это запаса душевных сил. Мы были
подавлены открывшейся школьной реальностью, всем тем, что стояло за
новым ранцем и форменным школьным платьем. Кто-то просто стал бояться
школы и при каждом удобном случае ее пропускал, прячась за болезни,
кто-то приспосабливался, кто-то лез напролом и выбивался в хулиганы.
Через месяц обучения в первом классе радость от нового школьного
статуса исчезла совсем, а взамен зародилось смутное ощущение, что школа
должна быть, наверное, какой-то совсем другой.
***
С годами это ощущение усиливалось, перерастая в полное
неприятие школы, которая казалась местом абсурда. С этим ощущением я ее
и закончила, радостно вырвавшись в пространство взрослой, свободной
жизни. И вдруг, совершенно неожиданно для себя, решила стать учителем.
Чтобы построить наконец такую школу, где ребенку было бы по-настоящему
хорошо. Мне казалось, что я знаю, что нужно детям – отношения доверия и
полного принятия, внимание к их потребностям и интересам, помощь в
решении их проблем, совместные интересные дела детей и взрослых. С этим
я и пришла в свой самый первый класс молоденькой двадцатидвухлетней
учительницей. И несколько лет мы были совершенно счастливы. Но потом
оказалось, что излишняя сосредоточенность на межличностных отношениях
мешает академической успеваемости, а класс больше похож на клуб по
интересам или послеурочную вольную «продленку». А учиться дальше
все-таки надо было, поскольку дети росли. И маятник качнулся в обратную
сторону – в сторону классической гимназической системы. Уроки,
насыщенные сложными понятиями и текстами, частые контрольные, тесты,
семинары, списки литературы. Конечно, мы продолжали с удовольствием
общаться, но часто я замечала в собственном голосе холодок и металл
строгости. Кто-то что-то не сделал, не сдал, забыл. И как-то незаметно,
но быстро отношения с учениками стали чисто деловыми, накапливалась
усталость, а то и раздражение. А они в ответ мстили ленью,
рассеянностью и хамством. Родители перестали забегать в школу просто
так, поговорить о детях, отделываясь при случайных встречах общими
формулами вежливости. Кому захочется слушать об академических
трудностях своего ребенка? К тому же подкатил пубертатный кризис,
родители попросту пугались своих вдруг изменившихся детей. И мы все –
дети, родители, учителя – оказались как-то отдельно друг от друга. Мы
не были больше союзниками и сотрудниками, как раньше, а были множеством
одиноких и потерянных лиц.
***
И вот я – мама первоклашки. Как же это, оказывается, трудно –
быть родителем ученика! Особенно если ты сам при этом учитель. Впервые
я ощутила свой новый социальный статус на родительском собрании перед
новым учебным годом. И что с того, что учительница моей дочери – моя
коллега и дело происходит в родной школе? Здесь и сейчас я просто мама,
сидящая за партой своего ребенка и страшно волнующаяся – как она там
без меня? справится ли? Раньше говорила я, делилась наблюдениями и
мыслями о детях, придумывала для них интересную жизнь, раздавала
советы, высказывала предостережения. Негодовала, когда казалось, что
родители слишком мало занимаются ребенком. А теперь говорят мне – обо
мне, о моей дочери. И по правде говоря, не всегда это приятно. Я еще
никак не привыкну к этим нашим новым ролям. Для меня мое дитя – прежде
всего ребенок, ежедневно бурно меняющийся, и никак не ученик, который
должен соответствовать каким-то там нормам и требованиям.
Вот тут-то и затрещала вся стройная гимназическая система по
швам. Очарование строгого академизма, прочных знаний и видимых успехов
некоторым образом рассеялось, как только на этот путь ступил
собственный ребенок – восторженный, мечтательный, ленивый, забывчивый,
подвижный, задающий бесконечные вопросы. Вдруг я поняла, что с тех
пор, как я сама шла в первый класс, ничего существенно не изменилось.
Два вопроса остались самыми главными для ребенка: какие ребята придут в
наш класс? добрая ли будет учительница? Значит, и для моих учеников
отношения друг с другом и учителем главнее всего остального в школе. И
во втором, и в пятом, и тем более в одиннадцатом. И родители моих
учеников точно так же неуютно чувствовали себя, когда мы говорили об
учебе их детей. Ведь для них их ребенок – тоже прежде всего ребенок, а
вовсе не ученик, который что-то там забывает, не выполняет, отвечает и
получает. Стало быть, тон и стиль разговора должен быть совсем другой.
Так неожиданно, отправив впервые в школу собственное дитя, я снова
обрела союзников в родителях своих ершистых подростков. И в ребятах
прежде всего и ярче всего высветилась опять их человеческая, а не
ученическая сторона. Я опять стала скучать без них, если мы подолгу не
виделись, мне опять стало интересно их слушать, а не измерять тестами и
контрольными. И они стали спокойнее и свободнее говорить на уроках, не
замыкаясь привычно в тихую раковину или колючий панцирь. Не скажу, что
академическая успеваемость как-то быстро рванула вверх. Каждый,
конечно, учится в меру своих сил. Но на уроке чувствуется спокойствие,
принятие, понимание друг друга. И как-то опять легко ранним темным
осенним утром входить в класс.