Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Какие меры позволяют достичь наибольших результатов в повышении ка­чества подготовки учителей и качества преподавания в школах? На этот вопрос отвечает аналитический доклад, подготовленный специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на основании обобщения опыта наиболее успешно развивающихся образовательных систем. Содержание доклада представлено в публикации «Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ» № 1, 2 за 2012 год).
Авторы доклада отмечают, что управленцам необходимо продумать все основные аспекты и стадии профессионального пути педагога. Как учителей принимают в профессию? Каким образом устроено обучение и профессиональное сопровождение новичков? Какие карьерные перспективы открываются перед молодыми учителями? Как организована система оценивания и вознаграждения труда учителя? Созданы ли условия для профессионального развития и самообразования?
Очень часто профессиональ­ное развитие учителей сводится к прохождению разрозненных курсов, тогда как самыми полезными оказываются дли­тельные программы, включающие групповые обсуждения темы усиления эффективности преподавания. Также из-за отсутствия комплексного подхода некоторые разумные меры не дают результата. Например, привлечение наиболее одаренных выпускников в учительскую про­фессию само по себе качества не гарантирует, если не сняты трудности в продвижении по служебной лестнице и практикуется дискомфортный стиль управления.
Любопытно и другое: во всем мире возрастает понимание важности участия учителей в реформах. Все чаще осуществление реформ доверяется не бюрократам, а профессионалам. Например, для проведения образовательной реформы по повышению грамотности и знаний арифметики в начальной школе в канадской провинции Онтарио министерство сформировало секретариат, ответственный за подготовку и обеспечение инициатив. В каждом регионе и каждой школе были созданы команды, непосредственно осуществляющие преобразования.
Естественно, учителя и школьная администрация отно­сились к проекту с уважением. Стратегия была выстроена с таким расчетом, чтобы реформа представляла собой встречное движение, а не что-то насаждае­мое сверху.

В статье кандидата психологических наук О. Семиздраловой «Психологическое влияние как способ управления людьми» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2012 год) анализируются различные способы влияния на других людей: убеждение, внушение, заражение эмоциональным состоянием, просьба, формирование благогосклонности, критика, манипуляция. Автор детально описывает условия, при которых те или иные виды влияния оказываются наиболее эффективными. Но чего нам недостает, так это грамотного сочетания вербальных и невербальных средств общения.
Ведь большинство лю­дей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают в первую очередь о словах, которые они скажут, а не о том, как их произносить, какими действиями сопровождать. Громкость и быстрота речи, артикуля­ция, интонации, паузы в речи, смешки и другие сигналы могут изменять действие произноси­мых слов и даже их смысл. Взаимное расположение собеседников в прост­ранстве, расстояние между ними, перемещения – все влияет на результат. Сажем, работа в президиуме и публичное выступление будут более успешными, если человек стремится занимать большее пространство: проходит к сцене уверенно (а не крадучись вдоль стены), располагается в центре сцены или ближе к переднему краю, не прячется за трибуной.
В статье также рассматриваются способы противостояния нежелательному воздействию. Основным способом сопротивления чужому влиянию является контраргументация: ответ на попытку убеж­дения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора. Но следует помнить, что контрар­гументация требует «эмоционально­го штиля». Если партнер слишком разго­рячился, рекомен­дуется вначале заручиться согласием себя выслушать. А начинать контраргументацию, не заручившись таким согласием, бессмыс­ленно: услышать контраргументы можно только добровольно. Если мы заставляем себя слушать – то уже принуждаем, и эффект от наших слов будет соответствующий. Психологически грамотная контраргументация должна на­чинаться с согласия с оппонентом в чем-то, а затем продолжаться в форме пригла­шения к обсуждению наших сомнений.

Рейтинг@Mail.ru