О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Темпл Грэндин,
Маргарет Скариано
Отворяя двери надежды
М.: Теревинф, 2012
Если говорить в двух словах, Темпл Грэндин, страдающая
аутизмом в довольно тяжелой форме, сумела справиться с негативными
проявлениями, получить образование, достигнуть успехов в выбранной
сфере деятельности; научилась строить отношения с людьми в обыденных
ситуациях. Одним словом, избежала участи большинства аутистов,
обреченных провести всю жизнь в специальном интернате. Для специалистов
эта книга наверняка может быть интересна тем, что человек «изнутри»
описывает ощущения аутичного ребенка, подростка, взрослого; сравнивает
свою внутреннюю логику с тем, как воспринимают его поступки окружающие.
Доктор Б.Римланд, много лет занимающийся лечением аутизма, во
вступлении пишет, что это первая подобная книга и «поистине
необыкновенная».
С ним согласятся и многие обычные читатели: после первых же страниц
понимаешь, что это поистине увлекательное чтение. История о том, как
девочка, обладающая высоким интеллектом, живет в плену реакций своей
психики. Она понимает речь, но не может заставить себя произносить
слова; ее одолевают приступы гнева; звуки, в том числе и тихие,
приносят почти физическую боль; она жаждет и в то же время не переносит
тактильных контактов. В школах и летнем лагере постоянно возникают
конфликты из-за успеваемости и поведения. Ее – конечно же – дразнят
сверстники.
Но с каждым шагом взросления Темпл учится справляться со вспышками
ярости, компенсировать особенности восприятия своей нервной системы.
Иногда сознательно, иногда ей помогают случайные открытия вроде катания
на карусели. Особо автор подчеркивает роль взрослых, которые помогли ей
в этой труднейшей работе, – учителей и матери, чей дневник она цитирует
в книге.
Гарри
Поттер.
Разбор полетов
СПб.: Питер, 2011
Цикл из семи книг о юном волшебнике настолько популярен в
мире, что уж одну-то прочитали даже многие взрослые. Особенно родители
и педагоги, чтобы представлять себе, чем интересуются подростки.
Наверняка многие используют ситуации, в которые попадают литературные
герои, для обсуждения реальных проблем своих детей и учеников. По этому
же пути пошел психолог и психотерапевт Нил Малхолланд, под чьей
редакцией вышел сборник.
Предваряя свой раздел, он признается, что ему интересно и как читателю,
и как специалисту наблюдать за главным героем, оценивать его мотивы и
стратегии поведения. Кроме того, он предлагает проецировать поступки и
проблемы Гарри на собственные жизненные ситуации. И даже больше того:
извлекать психотерапевтические приемы, которые можно «использовать для
сохранения нашего эмоционального равновесия и регулирования степени
стресса».
Авторы других разделов тоже используют психологический взгляд на
вымышленные события, происходящие в школе волшебников. Одни анализируют
методы обучения и атмосферу в Хогвартсе – кстати, довольно жестко – и
сравнивают с реальной системой образования. Другие критикуют магическую
модель профориентации и даже предлагают меры по ее улучшению.
Некоторые психологи – авторы сборника сосредоточились на разборе
психологических типов самых ярких персонажей. И поскольку они довольно
схематичны, возможно, кому-то из читателей это окажется полезным для
понимания мотивов и переживаний реальных подростков, с которыми
приходится иметь дело. Забавно, правда, будет убедиться в том, что
разные психологи на одном и том же материале делают прямо
противоположные выводы, что тоже может стать довольно любопытной
информацией, которую надо принять к сведению.