ОРИЕНТИРЫ
Библиотека разворачивается к детям
Оказывается, можно сделать так, что все разговоры о нечитающей молодежи станут не слышны за шелестом книжных страниц
Законы организации пространства, сообразного ребенку,
способствующего его развитию, образованию, способы действия в этом
«педагогическом» пространстве, в сущности, одни и те же, идет ли речь о
школе, учебном кабинете, о любом помещении, где мы хотим видеть детей и
взаимодействовать с ними. Театр, музей или, к примеру, провинциальная
библиотека. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени
Горького решила бороться за свое будущее именно в этом педагогическом
пространстве, поскольку для выживания она должна стать необходимой не
только для людей образованных, интересующихся книгами, но и для
молодежи, подростков. Разве не к тому же стремится и школа
Встреча
Прежде чем говорить об образовательных проектах, нужно
сказать, как устроено помещение библиотеки. Дело не только в том, что
ей повезло получить новое просторное здание (неимоверные усилия
приложила директор Наталья Гришина). Дело в желании сотрудников
превратить безмолвное сумрачное святилище для избранных (традиционный
образ) в гостеприимный светлый дом, где рады каждому.
Преобразование пространства началось с радикальной и нехарактерной для
большинства библиотек идеи: минимизировать закрытые хранилища, а
большую часть книг перенести на открытые полки в залы. В сущности, вся
библиотека – один сплошной читальный зал, заполненный лабиринтом полок.
Конечно, лабиринт старательно организован, чтобы посетитель, пусть
случайный, проскочивший мимо электронных каталогов и прочих путеводных
компьютерных и бумажных намеков при входе, все же не заблудился.
На полках книги – по темам. Как ни странно, сразу у дверей не
журнальчики, не учебные пособия и модные романы – книги по философии,
Кант, Бердяев, Соловьев. Это на выставочном стеллаже, какие попадаются
через два шага на третий, подсказывая содержание ближайших томов.
Библиотека рада читателю, но не заигрывает с ним. Встречает всерьез,
предъявляя самое любимое и существенное.
Среди леса стеллажей, помимо привычных столов и стульев (делать выписки
в тетради, работать с ноутбуками, зона Wi-Fi повсюду) – множество
кресел и диванчиков. Разных по цвету и фасону. По ним и замечаешь в
первую очередь, что перешел из зала в зал. Они существенная часть
замысла. Библиотека – место встречи и с книгой (есть где присесть,
почитать, чтобы забрать домой только необходимое), и с людьми. Поэтому
все кресла легкие, чтобы передвигать без усилий, объединяться для бесед
(даже для мини-семинаров, лекций) или оставаться в одиночестве,
подальше от всех. Где-то кресла яркие, цветные, где-то построже. Многие
с высокими спинками – словно коконы, чтобы отгородиться от зала. Есть
особые, круглые, совершенно необычные, в них забираются с ногами
(скинув обувь, разумеется). Всем известно: так уютнее всего листать
страницы. Есть диванчики на двоих, почитать вслух другу, младшему брату.
В зале периодики устроен настоящий английский уголок: почти
вольтеровские кресла, стол, светящийся глобус. Даже шахматный столик
поместился.
Среди полок с книгами по искусству – пианино (озвучить партитуры из
нотного отдела), старый проигрыватель (для прослушивания пластинок).
Библиотека, как английский клуб, где можно встречаться, учиться,
думать, общаться. Так, кстати, и поступают по вечерам местные
подростки. Сидят, листают журналы, книги, благо кока-кола, чипсы
(читать и грызть что-то – двойное удовольствие) и разговоры не
запрещены.
С журналами вообще хитро придумано. Они стоят, словно на выставке,
обложками к читателю, яркие, толстые и тонкие, свежие номера. А в
полке, под каждым журналом, спрятан ящичек. В нем подшивка за год-два.
Никого просить не надо, ждать не приходится. Если уж совсем старый
экземпляр понадобился – библиотекарь из хранилища принесет.
Немаловажная деталь интерьера – плакаты на стенах. Серия местная под
броским заголовком «А что ты читаешь?». И через лист затейливо спиралью
имя человека и название его любимой книжки. Человек на плакате не актер
и не политик – местный школьник, студент. И книги не по программе –
личный выбор.
А еще по стенкам – фотовыставки, читатели привозят из путешествий целые
коллекции. В коридорах – витрины с разными уместными экспонатами. Рядом
с отделом краеведческой литературы – старинное украшение, кружевной
воротник. Местный музей дал напрокат. По соседству – дипломные работы
студентов художественного училища. Выставка детских композиций:
собственноручно изготовленные аксессуары знакомых литературных героев.
Больше всего головных уборов (котелок Холмса, кружевная шляпка Мэри
Поппинс, шлем богатыря) и обуви (от туфельки Золушки до кошачьих
сапог). Называется это великолепие «Конкурс: чтение через действие».
И вся библиотека залита живым мягким светом. Огромные окна без
занавесок. А чтобы глаза читателям не слепило, сверху нависает козырек
– закрывает от прямых лучей. И вид из окна на суетливую улицу.
Принципиальная позиция библиотеки – открываться городу.
В непосредственной близости
Регулярные библиотечные акции проходят прямо у входа. Поэтому
и площадка перед ступеньками гордо именуется в народе библиосквером. На
ступеньках, после многочисленных объявлений по городу и на сайте
(http://library.ryazan.su/), в выходные дни раскладываются книги,
журналы, усаживаются библиотекари. Специально пришедшие и мимо бегущие
могут проконсультироваться у специалистов и публики, взять что-то
почитать (иные до вечера сидят, углубившись в случайно схваченный
роман), а если очень понравилось – поменять на свое, домашнее, уже
прочитанное.
Попутно, для привлечения внимания, выступают местные молодежные группы,
роллеры, ближе к вечеру – файер-шоу. Малышам, чтобы родителей не
отвлекали, предлагают сыграть во всякие старинные настольные игры. Кто
устал в книгах рыться, творчеством занимается. Мастер-классы по
изготовлению закладок, обложек, литературных брелочков. И даже
собственных книг в специальной компьютерной программе.
Дальние странствия
Школы, вузы – естественное скопление потенциальных читателей –
объект пристального интереса библиотеки, стремящейся к развитию. В
институтах люди постарше, поактивнее, а вот школьники (увы, вместе с
учителями) не сразу понимают, зачем им нужна библиотека. Поэтому
сотрудники внимательно изучают, чем окрестные школы занимаются, в чем
нуждаются. Самое актуальное – проектная и исследовательская
деятельность.
Библиотека приглашает к себе учеников с преподавателями, и вместе и по
отдельности, на всех этапах работы. Сначала сформулировать тему,
подобрать литературу. Заодно научиться работать с каталогами.
В библиотеке можно проверить точность данных по разным
источникам. Всемирная сеть часто путает даты и фамилии. Но есть
академические издания. Более того, есть книги, газеты прошлых веков.
Можно своей рукой перевернуть страницу, вышедшую из типографии сто лет
назад. Библиотека не боится современных технологий, не
противопоставляет новое традиционному – стремится использовать,
объединять.
Здесь помогут правильно оформить работу, культурно составить
библиографию.
Здесь же и место представления докладов. Есть зал, есть аппаратура
(экран, проектор, компьютеры). Есть вдохновляющее окружение: труды
великих ученых и прошлогодние презентации рязанских школьников.
Подросток чувствует себя почти аспирантом – его работу тоже оставят на
хранение. Глядишь, потомок впоследствии прочтет…
Сотрудники предлагают учителям помощь в проведении занятий с
использованием фондов библиотеки. По истории, по культуре речи. Даже в
интернете не найдешь столько словарей, да еще за разные годы, чтобы
увидеть, как менялись язык, стиль. И удивление, и к ЕГЭ подготовка.
Не наукой единой жива школа. Бывают литературные вечера, спектакли. И
снова – добро пожаловать в зал библиотеки.
Вроде традиционное дело – читательские конференции. Но как сделать так,
чтобы ребята приходили на них добровольно, а не ради оценки в журнале?
Библиотекари договариваются с учителями литературы разных школ, чтобы
те на уроках почитали с ребятами одну какую-нибудь современную
популярную книжку. В прошлом году вся Рязань читала Санаева «Похороните
меня за плинтусом». В этом году на очереди Кузнецов, «Живые и
взрослые». Появляется повод встретиться, обсудить впечатления.
Это должно стать привычным, естественным – приходить в библиотеку.
Сначала в коллективе, с одноклассниками, преподавателями. Потом в
одиночку, по личному выбору.
Для любителей художественной литературы – клуб «Книгочей». Список книг,
обсуждавшихся в прошлом году, даст фору семинару Литинститута.
Для киноманов – просмотры современных фильмов, естественно, с
последующим обсуждением. Для любителей истории – краеведческий клуб.
Есть клубы для садоводов, кулинаров, рукодельниц…
Для всех читателей – модный в последние годы праздник «Ночь в
библиотеке» (главный организатор – Наталия Бушковская, заведующая
сектором центра молодежных инноваций, само название сектора
показательно). С играми и конкурсами в разных уголках (чтобы человек
вдруг очутился возле незнакомой полки: никогда не интересовался
классикой, к примеру, а тут, оказалось, все-таки интересно). С
возможностью заглянуть в недоступное хранилище. Кто из обычных людей
знает, как оно выглядит? Да еще в полночь? И каждому что-то на память.
Спецпродукция библиотеки: закладки с рекламой новых поступлений, с
заманчивыми цитатами из хороших книг.
По количеству розданных закладок можно судить о количестве гостей,
пришедших в библиотеку ночью. В последний раз напечатали тысячу. Не
хватило. Причем многим. С одной стороны, обидно: люди ушли без подарка.
С другой – приятно: сколько народу пришло!
Закон гостеприимства
С теми, кто осмелился перешагнуть порог библиотеки, обращаются
как с дорогими гостями. Гостю не будешь делать замечания. Постараешься
устроить жизнь так, чтобы ему было удобно, комфортно. К каждому найдешь
подход.
Стоит в уголке столик – здесь в определенные часы студенты дают
юридические и психологические консультации, показывают новинки книжные,
комментируют последние документы. Место встречи поколений. Приходят за
советом, в основном люди постарше. Но и молодежь тоже. Когда в вуз
поступают, на работу устраиваются. Занятия по потребительской
безопасности, в том числе в интернете, интересны в любом возрасте.
Сюда в зал зовут, если нужно, представителей власти. Библиотека,
пространство принципиально не политическое, замечательно подходит для
диалога с чиновниками. В департамент не все пойдут. А в библиотеку
запросто.
Самое сложное было – изменить сознание библиотекаря. Страх за книгу
трудно перебороть. Трудно беречь книги, когда повсюду дети –
дотягиваются до полок, хватают без спросу. Но важно понимать, для кого
бережешь.
Взрослая крупная библиотека хочет быть востребована в будущем. Поэтому
изо всех сил стремится привлечь, вопреки названию (не детская, не
юношеская), сегодняшних подростков. Более половины сегодняшних
читателей – люди до 25 лет. Есть повод надеяться на радужные
перспективы.
Конечно, усилия Рязанской библиотеки – явление не повсеместное. Но этот
опыт интересен не только библиотекарям. Школы могут тоже проявить
инициативу. И в новом году организовать какой-нибудь совместный проект
с ближайшей библиотекой.