ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Что хранится в шлюпке Робинзона
Игры, которые помогут вашим ученикам снова стать группой и поймать рабочий ритм
Импресарио
Детям, собранным из разных классов или даже знающим друг друга
по прошлым годам и собравшимся после долгих каникул, хочется заявить о
себе с самой выигрышной стороны, занять достойное место в группе. Чтобы
выявить и обнародовать самые привлекательные качества каждого, лучше
всего использовать игру. Дети разбиваются на пары, лучше случайным
образом. Один ученик играет роль «знаменитости», другой проводит
собеседование с ним, чтобы в дальнейшем представить публике, превознося
его таланты. На выступление каждому дается одна-две минуты. По
результатам можно присваивать звание лучшего импресарио. Потом ребята
меняются ролями или в прежних парах, или снова по жребию.
Почувствуй себя Робинзоном
Где как не на необитаемом острове можно укрепить и проверить
сплоченность? Этот сюжетный ход может стать основой для нескольких
вариаций. Для начала устроим инвентаризацию того, что удалось спасти во
время кораблекрушения и высадки на безлюдный берег. Пусть каждый
ребенок по отдельности или пары детей составят список из десяти
предметов, которые удалось погрузить в шлюпку. Потом авторы защищают
свои аварийные комплекты и доказывают, что с этим набором можно выжить.
Можно проанализировать все спасенное оборудование и отметить тех, кто
догадался взять то, о чем другие забыли. И пофантазировать, как можно
обустроить жизнь в лагере, используя перечисленные предметы. Например,
имея пять упаковок соли, два гамака, пятнадцать мобильных телефонов и
ни одного топора. Чтобы добавить игре азарта и веселья, можно приложить
еще один список с неожиданными в этой ситуации предметами, которые,
например, в суматохе захватил с собой учитель: электрический утюг,
банку масляной краски, зеркало, самоварную трубу… И устроить
состязание: кто сможет придумать наибольшее количество способов их
применения.
Развить тему выживания на необитаемом острове можно короткими
самопрезентациями (по желанию): в какой роли я мог бы выступать в
подобной ситуации. И в одном, и в другом задании учителю придется
постоянно напоминать, что житье на острове – это не только бананы и
кокосы, которые сами падают в руки. Возможно, такая игра станет толчком
для прочтения и обсуждения «Робинзона Крузо» в классе или вспомнится в
ближайшем походе.
Настройка на одну волну
Детям, которым предстоит по многу часов проводить вместе,
взрослеть бок о бок друг с другом, хорошо бы научиться обращать
внимание не только на свои состояния и переживания, но и видеть,
чувствовать эмоциональный настрой одноклассников. В идеале ребята за
несколько лет учебы в одном классе могут стать настоящей командой,
которая понимает друг друга с полуслова. А то и вовсе без слов.
Потренироваться можно, выполняя время от времени одно простое
упражнение. Учитель называет число, именно столько детей должны встать
в течение двух-трех секунд. Договариваться заранее запрещается. При
регулярном повторении у ребят вырабатывается умение видеть ситуацию
(сколько человек начали приподниматься за партами), быстро оценивать ее
(соответствует ли количество произнесенному числу) и при необходимости
корректировать (встать самому, если нужно). Для учителя, склонного
наблюдать и диагностировать поведение детей, эти несколько минут иногда
могут дать больше информации, чем целый урок.
Картина неизвестного автора
Когда пятиклассники уже немного освоятся, можно предложить им
тест на то, хорошо ли они знают друг друга. Пусть каждый желающий
нарисует заранее автопортрет (возможны варианты: мой вчерашний день… я
через десять лет… я делаю уроки...) и отдаст классному руководителю, не
показывая другим. Перед классным часом нужно развесить портреты,
поместив под каждым чистый лист бумаги, где все участники картинной
галереи смогут написать свои предположения об авторстве. Можно
оговорить, что те, кто не представил свой портрет, не входят в число
угадывающих, а просто наблюдают. Наверняка этот забавный вернисаж даст
возможность каждому оценить, насколько он открыт для других и хорошо ли
сам знает одноклассников.