ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Витковский Анатолий, Архипов Борис
Риски современного детства: знания, отделенные от чувств
Ученые считают, что современное детство накапливает дефицит чувственного восприятия мира
Большинство специалистов сходятся в том, что современные дети
имеют свои особенности, выделяющие их на фоне предшествующих поколений.
Уже признано фактом, что психофизиологическое развитие детей в
настоящее время происходит иначе, чем 50 лет назад. В чем же
заключаются эти различия и как их следует учитывать в педагогической
практике? Об этом наш разговор с научным руководителем Института
современного детства профессором Борисом Архиповым.
– Борис
Алексеевич, какие отличительные характеристики современных детей вы бы
отметили как требующие особого внимания работающих с ними взрослых?
– Сегодня у многих детей наблюдается так называемая
функциональная несформированность. В частности, специалисты нередко
сталкиваются с проблемами в развитии моторики и сенситивности – с тем,
что у ребенка недостаточно развита способность ощущать, различать и
реагировать на внешние раздражители, что особенности детского
восприятия сопряжены со слабым чувством боли, слабым чувством
пространства… Вследствие этого ребята оказываются не готовы к стилю
обучения, которое сегодня проводится в большинстве школ: у детей
недостает внутренних ресурсов, чтобы сделать своими знания, которые
преподаются по традиционным методикам. А если знания не прочувствованы,
они не присваиваются и не применяются. По сути, процесс учебы
превращается в простое удержание знаний.
– В чем причины
функциональной несформированности?
– Слабая сенситивность, как правило, связана с незрелостью
глубокой протопатической чувствительности. Это самый древний вид
чувствительности, с помощью которой человек легко «находит» свои части
тела: руки, ноги, пальцы, затылок... Кстати, именно глубокую
чувствительность специалисты считают основой для восприятия человеком
себя как отдельного существа. Если она не сформирована или нарушена, у
ребенка полноценно не развивается чувство внутреннего «я». А это
значит, что не происходит накопления опыта собственных достижений,
когда результат ощущается как «я это сделал сам», вследствие чего
запаздывает или не развивается способность к избирательности в
отношениях с людьми, предметами. Ребенок не знает, что для него
главное, что второстепенное, к чему надо стремиться, от чего
отказываться. И что мы видим? Многие современные дети плохо понимают
самих себя, свои проблемы, им сложнее строить отношения с людьми.
Причины этих нарушений надо искать в семье, в том, как строятся
отношения ребенка с родными людьми, в первую очередь с матерью. Чтобы
растение зацвело, оно должно добрать определенное количество воды и
тепла; чтобы ребенок созрел и заинтересовался окружающим миром, он
должен дополучить стимулирующие воздействия на глубокую
чувствительность – в первую очередь это материнские объятия. Во время
крепких объятий мама, в том числе своей психоэмоциональной энергетикой,
помогает ребенку достроить свой телесный тонус, почувствовать самого
себя. Отметим, что при взаимодействии с мамой происходит достраивание
не только телесной, но и эмоциональной устойчивости ребенка. Но только
в том случае, если мама «переливает» в ребенка свой положительный
эмоциональный тонус. К сожалению, эмоциональное состояние современных
родителей нередко характеризуется повышенной тревожностью и
раздражительностью. А в отношениях с ребенком стало гораздо больше
дистанцированности: совместные эмоциональные переживания, занятия,
доверительные, искренние разговоры, игры, чтение книг теперь редкость.
И самое печальное, что родители зачастую не видят в этом проблемы либо
не понимают, как можно ситуацию изменить. Современным папам и мамам
очень недостает родительской компетентности (возможно, эта проблема
была «передана» им от их собственных родителей). И здесь им могли бы
помочь педагоги, но, к сожалению, сами учителя тоже не очень
компетентны в вопросах развития ребенка.
– Какие еще
факторы оказывают существенное влияние на развитие современных детей?
– Следует отметить, что современные дети гораздо меньше
времени проводят в непосредственном общении со сверстниками, а для
развития сенситивности важен телесный контакт, телесное усилие, которое
осуществляется, когда дети играют, сталкиваясь друг с другом.
Эти проблемы связаны с качеством генотипа, который является первой
опорой для новорожденного ребенка. Если мы обратимся к нашему недавнему
советскому прошлому, то увидим, что не так уж много решений человек
принимал самостоятельно. В основном за него решали сначала родители,
потом школа, затем государство... И так поколение за поколением.
Естественно, что в условиях, когда важнейшие жизненные выборы за
человека делает кто-то другой, формируется вполне определенный стиль
жизни, который передается в том числе и на уровне внутренних резервов,
которые в свою очередь откладываются в генотипе. То есть более
инфантильными становятся не только отдельные люди, но и общество в
целом.
И здесь мы подходим к еще одному важному фактору – если можно так
сказать, фактору здоровья внешней среды, которая по интенсивности своих
ритмов и своей информационной насыщенности совершенно другая, чем,
скажем, 30 лет назад. Сегодня на людей обрушиваются лавинные потоки
информации, а дети в силу специфики развития не обладают возможностью
разделить зону понимания и зону внимания, они впитывают все. Вот эта, с
одной стороны, сверхчувствительность к восприятию, а с другой –
неумение и невозможность рассортировать информацию на «нужную» и
«ненужную» ведут к рассеиванию внимания, к распылению
специализированных функций, направленных на самоорганизацию.
В конечном итоге ребенок выбирает пассивную стратегию, где главной
целью становится уход от трудностей, избегание ситуаций, требующих
сколь-либо серьезных собственных усилий. Не случайно педагоги говорят о
том, что у детей упал не интеллектуальный потенциал, а потенциал
активности. Лишь единицы хотят быть первыми, быть лидерами, а остальные
требуют избыточного управления. Это особенно хорошо заметно в поведении
современных подростков: для многих характерна сниженная мера
ответственности, стремление добиваться цели упрощенными и быстрыми
способами.
– Вырисовывается довольно
мрачная картина…
– Все было бы не так печально, если бы взрослые не мешали тем
процессам, которые протекают естественным образом.
Дело в том, что мозг ребенка чрезвычайно пластичен, даже
сверхпластичен, его возможности не ограничены. И когда какие-то функции
не развиты, мозг начинает вырабатывать собственные механизмы
приспособления, чтобы их компенсировать. К примеру, если возможности
зрительного и слухового восприятия не согласованы друг с другом и
замещены каким-то другим способом, например тактильным, то понимание
идет главным образом от тактильности. То есть, чтобы понять, нужно
потрогать. А с нашей стороны это выглядит странно, как агрессия, как
нарушение дистанции и личного пространства...
Другой пример – резкое увеличение числа гиперактивных детей.
Их подвижность и неусидчивость могут восприниматься педагогом как некая
аномалия, а для ребенка это часто единственный способ быть включенным в
происходящее. И таких «странностей» в поведении современных детей
наблюдается очень много.
– Но ведь люди во все
времена вырабатывали индивидуальные способы компенсации определенных
дефицитов развития. Просто раньше отклонения, скажем так, типичного
процесса личностного созревания были, может быть, не так заметны, менее
существенны и разнообразны?
– Это с одной стороны. А с другой – для адаптации современным
детям нужно больше времени, чем требовалось их сверстникам 30–50 лет
назад. Но мы, взрослые, им этого времени не даем. Смотрите, сегодня на
уровне дошкольного воспитания начинает внедряться образование: родители
хотят как можно раньше обучить детей чтению, счету, иностранному языку…
Вместо того чтобы развивать чувственное восприятие мира, детям дают
знания, и знания становятся «бесчувственными», то есть бесполезными,
поскольку эмоционально не окрашенные, «не прожитые» знания человек не
может перенести в новую для него реальность, не может экстраполировать
в будущую жизнь.
– Затем ребята приходят в
школу, где их, как правило, стараются «подстричь» под определенный
стандарт, а тех, кто не вписывается, зачисляют в категорию
отклоняющихся, слабых, необучаемых…
– В реальном мире никаких норм и стандартов нет. Стандарты
устанавливаем мы, взрослые. И если мы будем относиться к детям, исходя
из того, какими сами были в детстве, то станем все время говорить о
несоответствии. Они не такие, но это не значит, что у них какое-то
отклонение.
– Но как учителю
работать с детьми, которые находятся в процессе достраивания
определенных психических функций? Ведь для этого учителю надо понимать,
какие функции достраиваются, за счет каких компенсаторных механизмов.
Но обладают ли учителя такими знаниями?..
– Это проблема. Вопрос оснащения педагогов, особенно педагогов
начальной школы, специальными знаниями сегодня стоит очень остро.
Начальная школа должна стать гораздо более адаптивной, и для этого
учителям конечно же важно понимать, как у конкретного ребенка
происходит процесс освоения учебного материала, какие трудности он
испытывает и как ему помочь их преодолеть.
Один из ключевых принципов здесь – опора на сильные стороны ребенка.
Прежде всего поддерживать сильные стороны и постепенно подтягивать
слабые. Ориентироваться на способности, на то, что у ребенка получается
лучше, где он выглядит успешным на фоне других, и подкреплять эти
успехи. Конечно, одному педагогу трудно реализовать подобную
индивидуализацию обучения. С нашей точки зрения, в начальных классах
рядом с педагогом должен быть помощник – куратор или воспитатель,
который будет, соблюдая комфортные условия образовательного процесса,
помогать педагогу и родителям в понимании трудностей детей.
– А какой
стратегии стоит придерживаться в средней школе, в работе с подростками?
– В средней школе скорее надо ориентироваться на развитие и
раскрытие мотивационный сферы. Здесь важно дать возможность ребенку
попробовать себя в разных видах деятельности и найти себя, понять свои
возможности, склонности, предпочтения.
– Что должно измениться в
технологиях обучения?
– Технологии обучения должны давать ребенку возможность
понять, ощутить то, что он сделал сам: вывел какое-то правило,
определение, закономерность...
Сейчас в некоторых школах, в частности в красноярской гимназии
«Универс», в начальных классах идет разработка технологий, направленных
на освоение знаний через их прочувствование. Для этого используются
специальные упражнения, связанные с разного рода усилиями, когда дети,
например, перетягивают канат или пытаются подвинуть воздушный шарик на
определенное расстояние, дуя на него с двух сторон. Эти простые
упражнения позволяют освоить достаточно сложные абстрактные понятия –
например, понятие величины. Здесь действует универсальная
закономерность: когда какое-либо действие, касающееся математики или
русского языка, начинает ощущаться телесно – это порождает потребность
ощутить нечто и мысленно.