Фотоаппарат в пуговице и другие сюрпризы лета
Изменения – это фон, на котором лишь виднее все самое важное в школе
Лето – время, удобное для размышлений, и наша почта тому
порукой. Темы писем разные, но о ЕГЭ говорят чаще, и вот
закономерность: что ни год – новый поворот в осмыслении изменений,
происходящих в школьной действительности в связи с формой экзамена.
Похоже, на сегодня главной заботой учителей стали заметное изменение в
поведении старшеклассников и вопросы этики в целом. Такое, например,
письмо пришло:
«Определившись с
поступлением, многие ребята звонят или заходят, чтобы рассказать, что и
как у них получилось. Эти радостные разговоры дороги учительскому
сердцу. Неожиданно появился и ученик, который ушел из нашей школы после
9 класса, а теперь зачислен на самый престижный факультет университета.
Пришел, чтобы рассказать об успешности своего плана. Он, видите ли,
вовремя понял, что в нашей сильной школе ему по 95 баллов за экзамен не
светит, и перешел в самую слабую, где можно было ничего не делать ни по
одному «отвлекающему» предмету, а все силы и время отдать подготовке к
ЕГЭ. И говорил: вы только представьте, сколько крови бы мне попортил
наш историк… а учитель химии! Они классные учителя, но ведь им надо все
в лучшем виде, а я не должен был распыляться, таковы условия.
Честно говоря, меня это покоробило. Что это за условия мы создаем
детям, чтобы они меняли хорошее на плохое и чтобы плохое вдруг
становилось выгодным?»
То есть не сама по себе инициативность ученика тревожит
учителя, а стратегия «объегоривания» в гонке за баллами. Главное, все
по правилам. Это и впрямь волнует больше, чем фотоаппарат в пуговице,
который был обнаружен у сдающего, о чем нам тоже написали.
И вот уже некоторые учителя начинают пересматривать собственные
представления о «хорошо/плохо» в контексте «новых условий»:
«В этом году отмечается 50
лет первых физматклассов в СССР. Конкурсы туда были огромные, учили там
на высоте. Но вот я смотрю по результатам и вижу, что из нашего класса
знамениты не те, кто хорошо учился, а кто едва тянул или вылетел с
треском. Один так учился, что каждый год его хотели исключить, а он
стал дипломатом. А я училась очень хорошо, притом долго сомневалась,
достойна ли я высокой профессии учителя. И вот мой результат: в этом
году нам, учителям, «резко повысили» зарплату, так что отпускных
получила на 15% меньше, чем в прошлом году. Имея 24 часа, а также все
возможные категории и надбавки – чуть менее 30 000 отпускных.
Вот бы удивились мои школьные учителя!»
Что правда: изменения идут вихрем, и кажется, они сметают все
нравственные опоры. Но стоит присмотреться: что на самом деле опора, а
что – воспроизведение какого-то расхожего представления. Да, дети стали
искать иные, кроме проложенных нами (или в наших головах), пути. Да,
хорошая учеба и брендовый вуз не гарантия жизненного благополучия. Все
куда сложнее.
Однако и эти сомнения, и желание поделиться ими что-то в нас поправляют…