РЕПОРТАЖ
e2-e4: первый ход навстречу себе
Развивающий потенциал шахмат оказался востребован в работе с детьми с особыми потребностями
Шахматы – игра
царей и древних военачальников. Когда ребенок начинает тянуться к
шахматам, в его одаренности мало кто сомневается. Это как бы «патент на
талант», пропуск в клуб избранных. Это не клюшкой в дворовой «коробке»
махать, здесь голова нужна…
Но оказывается, что в шахматы способны играть все. Без исключения. И
есть места на образовательной карте России, где рискнули и стали
использовать такой, казалось бы, элитарный вид спорта, как шахматы, в
качестве средства реабилитации и развития детей-инвалидов. Здесь победа
мыслится в том первичном олимпийском смысле, когда важно именно
участие, потому что оно ведет к самой главной победе – внутренней
победе над собой, над своей немощью.
И когда к доске подходят такие дети, оказывается, что в этой древней
игре содержится мощный развивающий потенциал.
Именно об этом шла речь на Международной конференции «Шахматы для
общего развития», которую совместно организовали представительство
фонда «Дойче Шахштифтунг энд Рашен Чесс Фондейшн Сатка», при поддержке
Восточного окружного управления образования Департамента образования
г. Москвы, ГБОУ средней общеобразовательной школы № 1021 и
Лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования
детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института
проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ.
Обсуждали многое – и опыт преподавания шахмат в школе в целях
общего развития, и планы введения шахмат в систему образования как
учебного предмета. Однако наиболее интересной была практическая часть.
Это и понятно – живой педагогический опыт всегда более убедителен, чем
теория. Такой, например, как мастер-класс Дины Рязановой из города
Сатка Челябинской области.
Тут стоит сделать небольшой экскурс в историю. Сатка в названии
немецкого фонда «Дойче Шахштифтунг энд Рашен Чесс Фондейшн Сатка»
появилась не случайно. Этот фонд создал немецкий предприниматель
Маттиас Дрегер, который оказался в Сатке в 2006 году.
Иностранного гостя, интересовавшегося введением шахмат в школу,
пригласил в Сатку профессор МГППУ Виктор Зарецкий, чтобы познакомиться
с проектом «Шахматы для общего развития», который был задуман им вместе
с Никитой Алексеевым, член-корром РАО и к.м.с. по шахматам, и Юрием
Разуваевым, международным гроссмейстером ФИДЕ по шахматам. К этому
времени проект шел уже два года в школах г. Сатки. В 2004 г. в порядке
эксперимента начали с обычного класса общеобразовательной школы.
Идея была проста – разработать такую методику построения
шахматных занятий, чтобы дети не только учились играть в шахматы, но и
развивали свои способности. То есть перенесли выработанные в игре
навыки на учебную деятельность. Ведь правда, все необходимые шахматисту
умения так же пригодятся ребенку – способность планировать, работать
самостоятельно, осмысливать свою деятельность, концентрировать и
распределять внимание, тренировать память, решать задачи, анализировать
ситуацию, преодолевать трудности в учебе.
При этом работа строилась на принципах сотрудничества учителя и
ученика, с опорой на рефлексию. Педагоги целенаправленно развивали
именно способность действовать в уме как основу для всей будущей
умственной деятельности ребенка. Ученик работал сам, в своем темпе и по
своему внутреннему плану, а учитель сопровождал его, помогая выработать
индивидуальные способы деятельности.
Надо заметить, что по итогам первого года у всех (!) детей
экспериментального класса улучшились слуховая и зрительная память,
невербальный интеллект, внимание и работоспособность и сформировалась
способность к действию в уме. А одному ребенку даже сняли диагноз ЗПР,
что явно нетривиально для нашей школы.
И уже с 2005 года этот опыт начал массово распространяться в школах
Сатки и Саткинского района, в том числе в специальной школе VIII вида.
Вообще в Сатке чрезвычайно насыщенная шахматная жизнь. Тут и чемпионат
Уральского федерального округа, и кубок Губернатора. Причем ребята из
коррекционной школы VIII вида наравне состязаются с
общеобразовательными школами. Сегодня шахматы стали обязательным
предметом во всех детских садах и школах Саткинского района, а каждый
год через образовательные проекты «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для
общего развития» проходят более двух тысяч детей и подростков района.
Обо всем подробно можно узнать на сайте саткинского клуба «Вертикаль» http://satkachess.ru/.
По результатам проекта была разработана методика первого года
обучения, направленная на развитие способности действовать в уме, о
которой на конференции докладывали Виктор Зарецкий и Маргарита Гордон.
Примером реализации этой методики был мастер-класс Дины Рязановой,
психолога школы VIII вида г. Сатки.
Тема мастер-класса звучала так: «Развитие учебной мотивации через
шахматы и развитие способности действовать в уме».
Положа руку на сердце, последний раз я брал в руки шахматные фигуры лет
десять назад. Но как куда фигуры ходят, конечно, помню и общий смысл
игры тоже улавливаю. В теории все было ясно. Но все же, как на практике
занятия шахматами могут подстегнуть учебную мотивацию? Дина Рязанова с
ходу выложила все козыри:
– Каждое наше занятие развивается по схеме
«замысел–реализация–рефлексия», – начала она. – Сегодня мы с вами
будем решать шахматные задачки, используя метод «лестницы развития
способностей».
Что за лестница?
– Это методика, которую мы используем на каждом занятии, –
пояснила Дина Аркадьевна. – Это шкала из семи ступеней. Каждая ступень
означает определенный уровень сложности. Ребенок до начала решения
задачи выбирает, на каком уровне сложности он будет ее решать. Затем он
анализирует результат своей работы и определяет, что ему нужно
исправить или к чему надо стремиться на следующих уроках.
На самом деле все очень просто – стоит лишь один раз
поработать в этой системе, и ориентируешься уже интуитивно. Оно и
понятно. Дина Рязанова работает с не самыми легкими детьми.
Итак, про семь ступеней лестницы. Высший пилотаж – это уровень
«победитель», выше седьмой ступени, на этом уровне ребенок должен
полностью решить шахматную задачу в уме без подсказок.
Ступень ниже, седьмая, дает возможность использовать листок и карандаш.
Что слегка облегчает визуализацию задачи, но и только. Попробуйте-ка
набросать от руки условия задачки типа «Белый ферзь на А5, белый король
на Е4 …» – и так пять фигур. Надо иметь в голове очень ясный образ
шахматной доски. Желательно в 3D.
Ступень шестая – здесь ребенок получает так называемую «немую доску»,
без обозначений полей. Опять же для работы с «немой доской» надо
помнить цифровой ряд и латинский алфавит. При этом карандаш не дается.
Ученики 4 класса коррекционной школы VIII вида справляются. А вы?
На пятой ступени у ребят доска «немая» плюс карандаш. На четвертой, как
можно догадаться, дается доска с традиционными обозначениями. Однако
фигуры надо выставить самому. И только на третьей ступени нарисована
сама задача.
Идем дальше. На второй ступени – задача на доске плюс карандаш для
решения. И наконец, первая ступень – задача, карандаш плюс помощник.
Причем сам помощник не должен пользоваться карандашом или иными
подручными средствами, а решить проблему понятно и доступно
исключительно словами.
Значит, получается, что эта лестница развития способностей, вот такая
дифференциация по уровню сложности снимает извечную проблему учителя –
чем занять талантливых детей, которые уже все сделали и сидят скучают,
пока основная масса учеников еще по уши в решении. Все движутся по
своему собственному образовательному маршруту.
Понятно, что шахматы развивают пространственное мышление и умение
визуализировать задачи. Дети народ гибкий и переимчивый невзирая ни на
какие диагнозы.
Попутно, как выяснилось, они учат латинский алфавит.
Доска с задачами у Дины Аркадьевны так устроена. По вертикали цифры,
как положено, внизу даны латинские буквы. А наверху, под листочком, их
транскрипция на русском. Надо ребенку вспомнить или узнать, где позиция
«F5» – подошел, отогнул листочек, прочел. Один раз, два, три так
сделает. На четвертый вспомнит. Глядишь, недели за две алфавит в памяти
и осел. И никаких наноинноваций.
Однако как насчет мотивации? Той самой, учебной? Вот, например, была в
процессе мастер-класса небольшая практика: решение задачи на мат в один
ход с пятью фигурами. Простая задачка. Дети второго года обучения,
четвертый-пятый класс коррекционной школы решают такие задачи.
Психологи и педагоги справились не все. Скажу честно, я сам сперва
замахнулся на пятую ступень – это там, где «немая» доска и карандаш. Не
одолел. Сполз вниз на одну ступень и решил-таки.
А как дети поступают в такой ситуации? Не обидно, например, торчать на
второй ступени, когда сосед играючи щелкает задачку в уме? А как они
справляются с неудачей? Замахнулся, разогнался, и… не получилось.
– Абсолютно нормально, – отвечает Дина Аркадьевна. – Главная
их мотивация – не стать первым, обогнать всех, а почувствовать успех.
Подниматься все выше и выше, расти над собой – вот что самое ценное. У
них есть планка, и они ее стараются повышать. Ребенок может долго
подниматься с первой на вторую ступень. Но когда он это сделает, вся
школа будет ему аплодировать. Успех обязательно фиксируется. Это уже
победа.
Принцип состязательности, на котором стоит (часто уже неосознанно, по
привычке) обычная школа, здесь заменяется олимпийским принципом не
победы, а участия. Или, если точнее, восхождение по этой лестнице
навыков для каждого ребенка – это его личная Олимпиада. Идея, конечно,
не новая, но очень наглядно реализованная.
После решения задачи наступает последний этап – рефлексия. Он
обязателен, без него нет смысла в работе.
– Каждый ученик задает себе свои вопросы, – рассказывает Дина
Рязанова. – Те, кто не решил или решил с ошибками, размышляют, почему
они не справились или почему допустили ошибки. И что нужно сделать,
чтобы решить без ошибок? Те, кто решил без ошибок, думают, как
подняться на более высокую ступень. Что им для этого требуется? А тот,
кто одолел задачу на самой высокой ступени, ставит себе новую планку –
решить задачу на более высокой скорости.
Обязательная, как зарядка по утрам, рефлексия решает несколько
задач. Во-первых, ребенок учится работать с понятием ошибки, не
бояться, принимать ее как подсказку, а не как стоп-сигнал светофора,
который напрочь тормозит все процессы в коре головного мозга.
Во-вторых, так дисциплинируется умственная деятельность. Ребенок учится
ставить личные, достижимые для него, задачи: что мне нужно сделать,
чтобы не было таких промашек?
Он учится планировать ближайшее будущее, он понимает, чем будет
заниматься на следующем уроке. Он способен для себя сформировать
замысел этого урока.
А подобные умственные навыки нужны как воздух в повседневной жизни. Они
вовсе не оторваны от реальности.
Получается, что шахматные задачи становятся средством самодиагностики и
вырабатывают привычку к этой диагностике, вводят ее как естественный
элемент дисциплины ума. А «лестница развития способностей» дает
возможность ребенку разработать собственную стратегию роста. И трезво
оценивать свои силы, не гнаться за лидером, а идти в своем темпе.
Красиво…