Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


«Симпатичная и гуманная старшая школа»

Скептики спрашивают: чему она может научить? Но британцы считают, что дать подростку опыт выбора важнее, чем научить предмету

…«Наш новый классный руководитель выдал нам новое расписание. Будем заниматься подготовкой к школьным и университетским экзаменам: в обязательном порядке посещать математику, английский, физкультуру и сравнительное религиоведение. Но гуманитарные и творческие предметы – по выбору. Я выбрал СМИ (жутко легко, всего-то надо читать газеты и смотреть телик) и семейную психологию (надеюсь, это про секс!)».

Сью Таунсенд, «Тайный дневник Адриана Моула»

В 80-е годы ХХ века вся Великобритания хохотала, читая, как прославленная юмористка Сью Таунсенд описала житье-бытье заурядного британского школьника в заурядной британской школе. Учебное заведение, которое тридцать лет назад посещал юный Адриан Моул, – почти то же самое, что может появиться к 2020 году и в России. В обеих школах похоже почти все – и список обязательных предметов, и предметы по выбору, и «внеучебная деятельность по выбору» (та же «семейная психология» или «СМИ»). Не похоже только отношение общества к этим учебным заведениям.
Россияне считают переход на новые стандарты началом вселенской катастрофы. Не сказать что британцы видят свою муниципальную школу в розовом цвете. Но они-то по крайней мере имели время и возможность оценить пользу, которую она приносит обществу. Даже если герой Сью Таунсенд безалаберно изучает в старших классах школы домоводство, труд и рисование, а для устройства на работу вынужден купить свидетельство о сдаче школьного экзамена по биологии, это его вина. И школа, предоставившая ему выбор, тут ни при чем.
Когда романы Сью Таунсенд об Адриане Моуле начали издаваться в России, читатели, не подозревавшие еще, что им готовит будущее, приговаривали: «Какая симпатичная школа! Какая гуманная! Есть выбор! Нам бы такую!»
Будет ли у нас в стране когда-нибудь такая «симпатичная и гуманная» старшая школа? Этого мы пока не знаем. Впрочем, одно утешение. Мы долго спорили о стандарте и потому успели сделать кое-какие правильные выводы.

Сцена из романа Сью Таунсенд:

«…Зо начинает щелкать ножницами. Говорю ей, что мне не нравится стрижка а ля Гитлер.
Выяснилось, что Зо весьма несведуща в политической истории двадцатого века. Я указал ей, что Гитлер был чудовищем.
– Я не проходила курс истории, – ответила Зо в свое оправдание. – Отказалась от него в пользу экологии.
Для нее Гитлер – это просто Старый Приколист!»
…Мы должны быть довольны, что не повторили ошибок британской школы. У нас-то по крайне мере история в старших классах – обязательный предмет.

C.К.

Рейтинг@Mail.ru