Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Существуют книги, которые оказывают серьезное влияние на выбор профессии и дальнейший профессиональный путь. Для доктора педагогических наук, профессора Бориса Куприянова такой стала книга А.Лутошкина «Как вести за собой». В чем сила воздействия этого текста? По мнению Бориса Викторовича, она не только в содержащихся в книге авторских смыслах, но также и в языке, посредством которого эти смыслы выражены, а конкретнее – в чрезвычайной метафоричности положений этого руководства для юных организаторов.

Если внимательно присмотреться к опыту педагогов, эффективно применяющих метафоры для практических целей, можно выделить особый педагогический прием, который Борис Куприянов обозначил как метафорическое моделирование. А конкретные примеры применения этого приема описаны в статье Б.Куприянова, которая так и называется – «Метафорическое моделирование» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2012 год).

Как отмечает Борис Куприянов, метафорическое моделирование может быть использовано для самых разных целей: повышения продуктивности групповой деятельности, сплочения коллектива и создания атмосферы единения, усиления познавательной активности детей… Автор рассказывает, как этот прием помог ему решить задачу стимулирования активности старшеклассников в ходе групповой рефлексии (при подведении итогов дня в летнем лагере). Общими усилиями было придумано несколько метафорических моделей, используя которые старшеклассники могли реконструировать, интерпретировать, оценивать собственные действия, мысли и чувства, а также действия, мысли и чувства своих товарищей. Возьмем, к примеру, модель «Корабль». Рефлексия, проводимая по этой модели, предполагала, что участники временного летнего объединения ассоциировали свое сообщество с командой корабля и, обсуждая прошедший день, размышляли о том, кто сегодня на самом деле выступал в роли капитана (главного руководителя), лоцмана (того, кто «прокладывал путь», определял перспективы групповой работы), боцмана, организующего исполнителей, и т. д.


Какие запросы и требования предъявляют родители детей дошкольного возраста к школе? Чтобы выяснить это, специалисты Института социологии РАО сформулировали свой вопрос так: каковы в настоящее время главные критерии выбора школы?
Оказалось, что чаще всего родители называют территориальное положение (56,3%); профессиональный уровень педагогов школы (45,9%); хорошую материально-техническую базу (27,9%); углубленное изучение предметов (14,0%); возможность поступления после окончания школы в вуз (11,9%); обучение старшего ребенка в данной школе (7,7%); наличие экспериментальной программы (6,1%); наличие в школе дополнительных услуг (4,5%); контингент, социальный состав семей одноклассников (4,3%). При этом, как отмечают В.Собкин, А.Иванова и К.Скобельцина в статье «Отношение родителей дошкольников к школьному образованию» («ПЕДАГОГИКА», № 4 за 2012 год), большая доля респондентов делают акцент именно на учителе, указывая на особую значимость его влияния на детей.

Еще один вопрос, который интересовал ученых: какие качества, с точки зрения родителей, должны быть присущи учителю их ребенка? Родители выделили три главные характеристики: умение заинтересовать ребенка в процессе обучения (мотивирующая функция), уважение к личности ребенка (гуманистическая ориентация, обеспечение психологического комфорта), а также опыт воспитательной работы с детьми, методическая «оснащенность» учителя, знание дидактики (опыт работы с детьми в школе). Помимо этого каждый пятый респондент подчеркнул значимость индивидуализации обучения.
Авторы публикации обращают внимание читателей на различия в ответах отцов и матерей. Для матерей важна ориентация школьного учителя на личность их ребенка. Для отцов более значимы профессиональная и культурная компетентности учителя.
Есть различия и во взглядах родителей с разным уровнем образования. Родители с невысоким образовательным статусом больше внимания уделяют стажу педагога, а для родителей с высшим образованием большее значение имеют умение реализовать индивидуальный подход к ребенку (22,2%), наличие у педагога высшего образования (13,6%), грамотная речь (10,4%).

Рейтинг@Mail.ru