О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Существуют книги, которые оказывают серьезное влияние на выбор
профессии и дальнейший профессиональный путь. Для доктора
педагогических наук, профессора Бориса Куприянова такой стала книга А.Лутошкина «Как вести за
собой». В чем сила воздействия этого текста? По мнению
Бориса Викторовича, она не только в содержащихся в книге авторских
смыслах, но также и в языке, посредством которого эти смыслы выражены,
а конкретнее – в чрезвычайной метафоричности положений этого
руководства для юных организаторов.
Если внимательно присмотреться к опыту педагогов, эффективно
применяющих метафоры для практических целей, можно выделить особый
педагогический прием, который Борис Куприянов обозначил как
метафорическое моделирование. А конкретные примеры применения этого
приема описаны в статье Б.Куприянова, которая так и называется – «Метафорическое моделирование»
(«НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2012 год).
Как отмечает Борис Куприянов, метафорическое моделирование
может быть использовано для самых разных целей: повышения
продуктивности групповой деятельности, сплочения коллектива и создания
атмосферы единения, усиления познавательной активности детей… Автор
рассказывает, как этот прием помог ему решить задачу стимулирования
активности старшеклассников в ходе групповой рефлексии (при подведении
итогов дня в летнем лагере). Общими усилиями было придумано несколько
метафорических моделей, используя которые старшеклассники могли
реконструировать, интерпретировать, оценивать собственные действия,
мысли и чувства, а также действия, мысли и чувства своих товарищей.
Возьмем, к примеру, модель «Корабль». Рефлексия, проводимая по этой
модели, предполагала, что участники временного летнего объединения
ассоциировали свое сообщество с командой корабля и, обсуждая прошедший
день, размышляли о том, кто сегодня на самом деле выступал в роли
капитана (главного руководителя), лоцмана (того, кто «прокладывал
путь», определял перспективы групповой работы), боцмана, организующего
исполнителей, и т. д.
Какие запросы и требования предъявляют родители детей дошкольного
возраста к школе? Чтобы выяснить это, специалисты Института социологии
РАО сформулировали свой вопрос так: каковы в настоящее время главные
критерии выбора школы?
Оказалось, что чаще всего родители называют территориальное положение
(56,3%); профессиональный уровень педагогов школы (45,9%); хорошую
материально-техническую базу (27,9%); углубленное изучение предметов
(14,0%); возможность поступления после окончания школы в вуз (11,9%);
обучение старшего ребенка в данной школе (7,7%); наличие
экспериментальной программы (6,1%); наличие в школе дополнительных
услуг (4,5%); контингент, социальный состав семей одноклассников
(4,3%). При этом, как отмечают В.Собкин, А.Иванова и К.Скобельцина в статье «Отношение родителей
дошкольников к школьному образованию» («ПЕДАГОГИКА», № 4 за 2012 год),
большая доля респондентов делают акцент именно на учителе, указывая на
особую значимость его влияния на детей.
Еще один вопрос, который интересовал ученых: какие качества, с
точки зрения родителей, должны быть присущи учителю их ребенка?
Родители выделили три главные характеристики: умение заинтересовать
ребенка в процессе обучения (мотивирующая функция), уважение к личности
ребенка (гуманистическая ориентация, обеспечение психологического
комфорта), а также опыт воспитательной работы с детьми, методическая
«оснащенность» учителя, знание дидактики (опыт работы с детьми в
школе). Помимо этого каждый пятый респондент подчеркнул значимость
индивидуализации обучения.
Авторы публикации обращают внимание читателей на различия в ответах
отцов и матерей. Для матерей важна ориентация школьного учителя на
личность их ребенка. Для отцов более значимы профессиональная и
культурная компетентности учителя.
Есть различия и во взглядах родителей с разным уровнем образования.
Родители с невысоким образовательным статусом больше внимания уделяют
стажу педагога, а для родителей с высшим образованием большее значение
имеют умение реализовать индивидуальный подход к ребенку (22,2%),
наличие у педагога высшего образования (13,6%), грамотная речь (10,4%).