ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Письма расстрельной эпохи
Новое поколение выбирает правду, а не пропаганду
Уж сколько лет правозащитники толкали общество в бок, мол,
проснитесь, посмотрите, сколько зла власть наворотила, но все как бы
замерли, оглохли, онемели. Хотя, как говорится, «нет в России семьи,
которая бы…». Забыли? Хотят забыть? Или помнят, но тайно?
Но тут вдруг приходит отзыв – через два-три поколения после
свидетелей страшного опыта репрессий. И оказывается, этот опыт все еще
недостаточно аккумулирован.
На театральной площадке «Четвертый театр» с 14-го по 17 июня была
представлена архивно-театральная поисковая программа «Драма памяти». Ее
кураторы – Георг Жено и Александра Поливанова, в роли модераторов Павел
Руднев и Александр Даниэль. Молодые
режиссеры, художники и актеры «Театра.doc» и Театра им. Йозефа Бойса
попытались найти театральное воплощение для документов из архива
«Международного Мемориала».
Возможно ли инсценировать документы, которые касаются трагических,
болевых событий двадцатого века? Письма из ГУЛАГа и в ГУЛАГ.
Стенограммы политических процессов. Дневники жертв и тех, кто их мучил.
Записки. Воспоминания. Огромный архив, который целенаправленно
собирается с 1988 года. «Наши молодые сотрудники привели к нам других
молодых энтузиастов из театра, которые сказали: «Это надо на сцену! Это
надо читать! И видеть!» – рассказывал Арсений Рогинский, председатель
правления общества «Мемориал».
Оказалось – возможно. Не только поставить, но и воспринять.
Доказательство несомненное: зал не мог вместить всех желающих. Зрители
записывались в «лист ожидания», и если появлялась такая возможность, то
«стоящий в очереди» занимал место в зрительном зале.
И вот спектакль «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским»
на основе записей двух судебных заседаний по делу поэта. И еще такие
проекты: «Дневник охранника» – в основе постановки текст дневника
охранника-вохровца за 1935–1936 гг., он вел его в ГУЛАГе; «Ожидание» на
неизбывную российскую тему: люди ждали, ждали, ждали. Родных и близких
с фронта, пленных и «пропавших без вести», ждали возвращения сосланных,
ждали осужденных к длительным срокам в ГУЛАГе… В спектакле использованы
письма и воспоминания, запросы и «заявления во власть» в попытке
отыскать родного человека. Еще «Открытые письма», обращения граждан во
власть в 1940–1980 гг.; «Мое последнее слово» – по заключительным
словам обвиняемых на политических процессах; еще «Переговоры на
милицейских частотах 3 октября 1993 года», «Карательная психиатрия»,
«Тексты Вацлава Гавела» и «Тексты Вацлава Гавела II».
И люди идут – на правду, а не на пропаганду. Идут слушать –
документальный, а не кем-то сочиненный текст. Идут смотреть. Не на тени
прошлого, а на ожившую драму истории. Хотят быть народом своей страны.