Рецепт интеллектуального плова
7 Московский международный открытый книжный фестиваль проявил современные культурные тенденции
Шарики в этом году не надували, флажки не растягивали,
именитых музыкантов не звали – так обходились. Все четыре дня в воздухе
пахло грозой, а в шатрах – большой политикой, так что мужской пол
преобладал. На этом фоне завели новый фестивальный обычай:
есть, кормить, готовить. Встречи в форматах «Завтрак с репортером (с
лауреатом, с детьми)», «Литературная дегустация». Верно, когда жуешь,
не так волнуешься. С другой стороны, получая отменный плов от
OPENSPACE.RU, ты пропускаешь киношедевр Киры Муратовой; уписывая
нежнейшую кулебяку (творчество журнала «Гастрономъ»), – лекцию ведущего
преподавателя проекта Flipped Classroom Брайана Беннетта о новых
моделях школьного образования. Искушения на каждом шагу. «Множества» –
тема фестиваля в этом году.
Парабола, ее фокус и
директриса
Множества народу в этом году как раз не наблюдалось, а вот
предложений к участию (площадок) стало больше. Напрашивающийся вопрос
«для кого?» не противоречит математической теории: любой реальный или
воображаемый объект может являться элементом каких-то множеств.
Воображаемый! В зале 10 человек, а запись, выложенную в интернете,
увидят тысячи. То есть ходим тут, как по киностудии, среди декораций,
среди «всех своих», от одной мизансцены к другой, и охотников на роль
статистов год от года меньше. Люди с бейджами – совокупность, класс,
группа, коллектив – в точных формулировках участвуют только они.
Простые участники проходят вблизи звезд или других массивных тел, как
положено – по параболе. Она же гипербола, что ближе к теме.
Хотя куда теперь художественной литературе до фигур, которые
выписывает жизнь. Дело даже не в том, что зал книжных продаж на
нынешнем фестивале был на треть пуст и многие небольшие издательства
куда-то подевались. А в том, что сам фестиваль писал какой-то странный
текст.
Например, в вечернем расписании шатра «Фаланстера»
расспрашивали популярных оппозиционеров Удальцова, Яшина, Пономарева,
Навального о книгах, которые оказали на них влияние в детстве, – ничего
особенного, список, как у всех. Однако некоторых публика лицезрела как
раз накануне 12 июня, так что вот по этой безыскусности наутро и
рубанули: ворвались, обыскали, разорили, забрали. И вышло, что вроде
каждый из посетителей шатра оказался «при чем». При чем-то «таком», и
уж точно был заинтригован, дескать, не зря же искушенный классик
литературы Эдуард Лимонов не пришел 11-го вечером. И не представил свои
«Атилло Длиннозубое» и «В Сырах», хотя люди-то ломанулись.
Книги книгами, а люди есть люди. Спецпроект Facebook.Live
(OPENSPACE.RU) был на гребне социальности. Свои мероприятия OSы облекли
в инсценировку: пара «статус» – «комментарий» оффлайн. Ощущения не
сравнимые с лекцией или интервью. Сначала 4–5 «статусов», Живых Голов,
довольно известных, им можно высказать не более 5 мыслей по теме.
Потом – комментарии из зала. И тут включалась странная штука, как будто
расчерченные клетки сами диктуют, чем их заполнить. То есть только
подумаешь «а вот еще что не сказали» – кто-то обязательно встает и
говорит. Неужели и впрямь формы управляют мыслями?
Монумент одного человека
Точное средство изучения бесконечности не только математика,
но и кино. На фестивале Музей кино и «Мемориал» выдали блестящий проект
«Киноконтестации» (протестное кино). В их шатре бы и сидеть целыми
днями. Чешские, польские, советские фильмы о протестном движении в
послевоенной Европе гипнотизировали. Информация впитывалась – не
сиюминутная, не академическая, не художественная, а документальная,
средствами кино осмысленная. Как «Гнев» Пазолини и Гуарески, как «Хаос»
Шорма или то, что снял наш Михаил Ромм. То-то и оно, что ничего не
видим, почти ничего не знаем, и наше общество никак не дозреет до того,
что социалистическая Европа пережила двадцать лет как. И потом – какую
общую песню мы запоем, если, как они, встанем живой стеной против
режима? Люди в шатре «Мемориала» это обсуждали. Вывели парадокс
культуры протеста: даже заявленное на века, по ощущениям несокрушимое
сметается мгновенно, уходит как дым. Если, конечно, в обществе не
доминирует «серая зона».
Еще в этом шатре была акция «Монумент одного человека».
Памятник в режиме настоящего времени мог создать любой пришедший. Суть
идеи: есть тысячи писем-свидетельств из архива «Мемориала», можно
выбрать одно и переписать под копирку. Оно будет скопировано на кусок
жести, и художник Хаим Сокол сделает из него самолетик. Одно
письмо-самолетик – один монумент одному человеку. Для музея. Но и для
души немало.
Драма прошлого с тобой. Не прозевать бы драму настоящего. В
другом шатре – другие свидетельства. Подростки говорили с писателем
Сергеем Кузнецовым (клуб «Перемена») о том, какой они видят Россию
через пять лет, и невольно выговаривались о настоящем:
– Дойти до школы – краткий путь, но прошлым летом там
поставили забор, однажды я опаздывала и перелезла, за забором оказался
полицейский и потребовал денег, и я дала.
– Неужели не спросил, как тебя зовут, не объяснил, зачем этот
забор и что лазить через него не стоит?
Нет, было видно, что он тут специально учеников
поджидает.
И если по результату – дети и через 5 лет не могут представить
себя в честном государстве. Они все больше о Швейцарии толковали.
Задайте множество
Перечисление всех и всего фестивального невозможно. Задать
общую характеристику – семейство читателей, взыскующих подлинности,
например – упустить атмосферу именно седьмого фестиваля. Общий член
искать – так «чудаки есть везде».
По итогам всех перебежек – что же захотелось найти, почитать,
купить? «Тетрадь слов» Светланы Сургановой. То есть поет-то человек
поет, а вот что думает, какие картинки рисует?
«Франсуаза, или Путь к леднику» Сергея Носова. Потому что одно
дело не читать, когда тебе твердят «это самый-самый питерский,
самый-самый острый», совсем другое – увидеть автора воочию, услышать в
разговоре и сказать «да» чтению его книг.
Стихи Томаса Транстремера – без комментариев.
Сходить на спектакли «Драма памяти» («Мемориал») –
обязательно.
Все-таки купила: Жиль Делёз, «Кино» – потому что в переводе
Сергея Зенкина, который на фестивале круто разобрался с сакральным и
профанным в ситуации с Pussy Riot и выставкой «Осторожно: религия». Вы
правильно догадываетесь: сакральные функции переходят в общественную
сферу. Не легитимен никто. И не выходит, чтобы книге – книжное,
политике – политическое, церкви – церковное и так далее. По факту у нас
еда, книжки, математика, архитекторы, церковники и Лимонов – в одном
флаконе. И мало кому это кажется нормальным. Многим – непереносимо.
Сложность, смежность.
А тут как раз про Сергея Курехина было мероприятие. Друзья
гения (почему-то все они тоже Сергеи) продолжают праздновать его день
рождения в июне: «При столкновении разнородных художественных форм,
культур и традиций, в обычных условиях существующих в непересекающихся
творческих пространствах, может возникнуть зерно нового» – это еще в
90-е было сказано и «Поп-механикой» продемонстрировано. Не в том сюжет,
что Эдуарда Хиля, в фольгу завернутого и поющего в дырочку «Сказки
Венского леса» (невпопад, ибо не может слышать оркестра), вдоль сцены
проносят, а кругом мариинский балет, хор КГБ и перья из пылесосов
летят, а в том, что «люди спят, их надо разбудить». Хоть провокациями,
хоть грохотом – «надо облечь сиюминутную фантазию в абсолютную
реальность, не дожидаясь, пока мысль приобретет фундаментальность и вес
и на нее навесится культурный мусор, и она станет маловыразительной, но
внятной и определенной». Кто не знает его «Ленин-гриб», «татуировка на
внутренних органах» – смешно. На фестивале напомнили и такую шутку:
«канализация вручную», посмеялись, а назавтра в интернете появилось
сообщение о людях, умерших при реконструкции выгребной ямы на своем
участке. То есть фигурные скобки – это не сюда.
Но мы продолжаем друг друга поглаживать, соблюдать политес,
мило напеваем: «Если вы не захотите говорить об умном, можете просто с
нами познакомиться». То есть какие множества, довольно и доказательства
своего присутствия на белом свете. Однако колокол на фестивале звучал,
хоть и странно как-то: звук попадал не каждому в ухо.