НАСТРОЕНИЕ ВЫПУСКНОГО
Школа. Сентиментальный архив...
В дни прощания даже надписи на парте могут показаться ценными и значительными
Выходим в лето, по-школьному уже полностью: прощаемся
с детьми, складываем или выкидываем артефакты прожитого учебного
года. Что ценно, а что ерунда? Каждый сам себе архивариус.
Кто-то хранит каждую открыточку, дорожит каждой самодельной штучкой, а
кто-то даже коллективное фото своего класса не берет. То же на уровне
школы. Где-то есть негласные архивариусы, накопители свидетельств жизни
школы, они собирают каждую бумажку. В самом деле, некоторым приказам
нынешнего времени лет через 10 цены не будет. И никаких выцветших
стенгазет на помойку не дадут унести. Дух школы должен жить – не в
музее, так на чердаке или в кладовой, – мало ли, историографию никто не
отменял. Все дальнейшее – для размышлений.
Как-то историк Николай Булич, откликнувшись на просьбу
воронежского писателя Де-Пуле, обратился к чудом сохранившемуся архиву,
который залежался на чердаке под самой крышей Казанского университета.
Снег и дождь подпортили много документов, однако из него удалось
извлечь такие сокровища, как, например, переписку 1804 года между
попечителями и директором. В ней описываются ярчайшие подробности
университетской жизни – характеры, интриги, слухи, анекдоты и другие
бытовые детали. Перед Буличем открылась незнакомая картина жизни
университета, совсем не та, что печаталась в заказных юбилейных
очерках. Булич настолько проникся записями, что вскоре появилась первая
антропологическая история университета в России. Первый интуитивно
найденный новый способ описания университета, первый вызов
просвещенческому дискурсу об университете, который создал в 1840-е годы
министр Уваров и его чиновники.
А всего-то – отказаться от видения университета в качестве части
государственной машины и орудия просвещения империи. В письмах он
отмечал, что нет ничего общего между тем, что пишут в официальной
истории университета, и его реальной жизнью.
Историю не выбирают, ее принимают, останавливаясь на мелочах, включая
нелицеприятные сюжеты.
Еще одна байка, английская. Философ Гилберт Райл водил иностранных
студентов по достопримечательностям Оксфорда – парки, здания, стены, а
на вопрос одного из посетителей, где же университет, он ответил: а
университет – это как раз та идея, которая сама здесь все организует.
Несомненно, без организующей идеи – точнее, духа – хорошего
образовательного заведения быть не может. И всякий переступавший порог
разных школ либо «слышал» его, либо сразу начинал страдать от его
отсутствия.
Абстракция? То, что ничего не объясняет? Но скажите, чем привлекательна
та или иная школа – уж точно не структурой, не формальным устройством.
Ее душой: запахи, звуки, сквозняки, идеи, традиции, особые взгляды и
слова… натужный скрип массивной входной двери, солнце в стеклах верхних
этажей, привычка детей взобраться на первую ступеньку пожарной
лестницы. Что еще сообщает о том, как живет школа? И что остается в
школе от ее учеников, кроме отметок в журналах и записей в протоколах?
Ну да, ценных подарков от выпуска, конечно.
…В короткой аннотации, вывешенной на сайте по-настоящему хорошей школы,
я читаю об успехах ее учеников, узнаю о мероприятиях, которые в ней
проводятся и о тех, что скоро пройдут. Органайзер какой-то. Не видно,
что эта школа – очень сильное место. Там в семидесятые медсестра с
толстыми пальцами публично остригла двух «волосатых» девятиклассников,
там выпуск восьмидесятого года завел традицию вести в столовой читку
журнальной периодики за дежурным стаканом сладкого чая, и потом она
была продолжена; туда в перестройку вместо обычных бутербродов завозили
импортные вафли, и детвора билась за вкладыши. Да что там – но нет
такого архива.
Между тем в самих детях живет дух собирательства. Помню, как однажды мы
с друзьями начали собирать коллекцию «валентинок», брошенных в мусорные
корзины по прошествии известного праздника. Отвергнутые признания! А
возможно, неотправленные, если у автора не хватило духу. Неуставные
документы, без адресации, – нам они казались такими важными. И мы их
собирали каждый год, накопилась целая библиотечка вырезанных сердец. Но
мы ушли из школы и никому их не передали. Жаль. Ведь не то что бумажки,
даже вдавленные со всей силы в парту надписи, которые каждые два года
выскабливают и полируют, – следы пребывания ученика в школе.
Было бы желание поймать их, зафиксировать, сохранить и передать дальше.