Григорьева Татьяна, Свиридова Анастасия
«...А на уроке они превращаются в роботов»
Современные школьные педагогические практики глазами педагогов-практикантов
Порой мы находим объяснение своим смутным чувствам там, где не
ждали. Например, говорим: дети стали другими. В чем? Когда? Трудно
сказать. А работать надо.
Но вот читаем записки студентов с педпрактики и в подтексте
обнаруживаем искомое.
Во-первых, у нынешних подростков пропало горячее стремление к накоплению
«всех тех богатств, которые выработало человечество». Учителя говорят?
– мало ли что говорят, а что это дает мне? Писатели пишут – у них свои
мысли, а у меня свои. И тут один из источников педагогической паники:
а как влиять, как воспитывать – подчинить культуре их невозможно!
Вторая проблема – прохладца. Та готовность детей к поверхностным
отношениям, которая педагога-энтузиаста может бесить. Словно от них
исходит требование безразличия: «Дистанцируемся, люди,
размежевываемся». И если педагог в этом идет на поводу – нехорошо.
Может статься, кроме него и некому предъявить и поддержать человечность
в глазах детей, дать им почувствовать радость быть хорошим человеком.
Никому это не заказано, а уж ребенку…
Анастасия
Свиридова
«Мне ближе Уж, а прав, конечно,
Сокол»
«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! Безумству храбрых
поем мы славу», – отчеканиваю я с выражением. Урок литературы в 8
классе, Горький. Это я еще со времен моего восьмого класса помню: «Для
Сокола жить – значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в
борьбе и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной
активным действием победы над врагом».
Согласно методическим разработкам на вопрос: «Чья позиция вам ближе –
Ужа или Сокола?» – прилежные ученики ответят: «Конечно, позиция Сокола.
Герои остаются в памяти людей, а мещане и обыватели – нет».
Но в классе мысль заработала в другую сторону:
– Лично я по жизни Уж. Героев-то, может, и помнят, но у мещан
жизнь поспокойнее, да и подольше.
– Прав тот, кто выжил.
– Мне ближе Уж. А прав, конечно, Сокол. Уж – обыватель, мещанин. Но так
жить легче и проще.
Их учительница литературы, мой руководитель практики, с задней
парты начинает делать знаки руками, давая понять, что я должна
направить разговор в нужное русло. И я честно пытаюсь:
– Ребята, но ведь горьковский Сокол – символ свободолюбия,
бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам, а Уж – символ
приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности!
Но в ответ слышу:
– Ну и что? Уж – символ стабильности, символ спокойной жизни.
Разве не это главное в жизни?
Я сдаюсь. Я теряю надежду. Видимо, я тоже Уж…
Татьяна Григорьева
Люди с последней парты
Когда я узнала, что мне достались пятиклашки, вспомнила, как
десять лет назад нас, пятиклассников, познакомили с нашим классным
руководителем и как мы с подругой с визгом побежали к ней и обняли. Так
потом и получилось: учительница стала родным человеком для нашего
класса на целых шесть лет.
А теперь первый день моей педагогической практики. Надеваю
строгую юбку и закрытую блузку, кладу в сумку новый ежедневник – иду
знакомиться с моим пятым «б».
Вместе с завучем подходим к кабинету, в коридоре меня
представляют учителю N.N. Завуч уходит, учительница возвращается в
класс, продолжает что-то записывать на доске. Я стою у двери и не
понимаю: мне надо войти в класс? А может, подождать до звонка? А почему
меня не пригласили и не представили классу? Звонок. Учительница
закрывает перед моим носом дверь, я остаюсь в коридоре.
На третий день практики мне наконец указали место за последней
партой, но классу так и не представили. Присматриваюсь к ученикам.
Рядом сидит Даня. Одет хуже других и вечно не знает, куда деть
руки. Дневник и учебники из портфеля достает только со звонком на урок.
Я спросила, почему.
– А это чтоб они не кидались моими вещами. Они злые здесь.
– Тебя обижают?
– Да обзываются. Вот как я пришел сюда, так они и обзываются.
Сейчас я привык, стараюсь не обращать внимания.
Даню перевели в гимназию три года назад. Он рассказывал, что
там, где учился раньше, люди были добрее. Я думала, что он приехал из
другого города, а оказалось, что просто перевелся из другой школы,
потому что «там не так хорошо учат, как в этой».
Когда Даня тянет руку на уроке, он почти стонет, что-то типа
«ум-м-м», и старается другой рукой вытянуть выше ту, которую поднимает.
Это чтобы его увидели с последней парты. Но N.N. его никогда не
спрашивает. Как будто специально. Мальчик опускает руку, скукоживается
и снова врастает в стул.
В соседнем ряду сидят два друга – Богдан и Егор. У обоих
модные стрижки и дорогая одежда. Вчера Богдан приносил в школу
планшетник и на перемене играл в компьютерные игры. Весь класс облепил
их парту и наблюдал за игрой Богдана. При этом мальчик важно развалился
на стуле нога на ногу – хозяин жизни. Даня, засунув руки в карманы,
тоже крутился возле толпы одноклассников, но никак не решался подойти.
А если подходил, то только искоса заглядывал за спины мальчишек, тут же
отворачивался и шел дальше.
Мне хотелось вмешаться, одернуть Богдана. Но что тут вообще
надо делать? Что педагогично, а что – нет?
…К своим первым в жизни урокам я готовилась с энтузиазмом.
Несколько интересных вступлений придумала, пыталась разнообразить
задания. После урока N.N. не сделала мне никаких замечаний, но и не
похвалила. Не могу понять – у меня получилось?
А если судить по детям – такое ощущение, что они на уроке
превращаются в роботов. Как бы я ни старалась – никакого интереса. Они
послушно выполняют задания, но им все равно. Не получать удовольствия
от уроков – мне это к концу практики показалось сущим адом.
Удивительно, но в бланке отчетности N.N. поставила мне
четверки. Не зря говорили, что мне повезло с руководителем – успешный
педагог, в школе на хорошем счету. Мы попрощались. А дети, наверное,
даже и не вспомнят, как меня зовут.