КРУГ ВОПРОСОВ
Прогнозы на модернизацию: негативные сбылись, позитивные – нет...
Так считают эксперты, сравнив нынешнее положение дел и собственные предсказания 9-летней давности
В эти дни всюду подводят итоги учебного года, и семинар
«Актуальные проблемы образования» в НИУ ВШЭ – не исключение. Более
того, руководители семинара проявили изобретательность, предложив
обсуждать тему в ретроспективе: в 2003 году в тех же стенах Высшей
школы экономики состоялась дискуссия «Образование в 2013: тенденции и
прогнозы». Некоторая поспешность, вероятно, связана с тем, что
сменилось руководство Минобрнауки, и теперь все ожидают нового витка
реформ. Ну а пока – что же все-таки было в течение этих 10 лет?
Как интернет спасал
образование
Тогда Андрей Фурсенко был еще замминистра промышленности,
науки и технологий РФ. Интернета в школах почти не было, один ученик
стоил государству 200 долларов в год, «недофинансирование» школ было в
два раза меньше от нормы, и вообще «500 долларов – это приличные
деньги». Эти и другие факты можно выудить из материалов той дискуссии,
они были опубликованы в журнале «Вопросы образования», М., ВШЭ, 2003 г.
Оттуда же – прогнозы экспертов, которые (эксперты) в большинстве своем
так и остались на местах. Итак, в 2003-м говорили:
«В школе растет отсев, статистика показывает, что каждый
десятый в возрастной когорте не получает и 9-классного образования, и
отсеиваются прежде всего выходцы из нижних слоев. В выпуске из полной
школы их доля резко уменьшилась. Это означает, что у выходцев из этих
слоев сокращаются возможности для социальной мобильности, поскольку она
в значительной степени зависит от образования. Так мы получим
прирастание социальной напряженности, а не качества работников. Нужна
целенаправленная деятельность для того, чтобы по возможности
выравнивать шансы выходцев из разных социальных групп». (Давид
Константиновский)
«Будет расти спрос на разовые короткие продукты, будет
преобладать желание уйти от жестких стандартизированных комплектов
услуг к тому, что человек сам себе индивидуально строит». (Елена
Пенская)
«Технология образования изменится кардинально, должна
произойти дифференциация преподавателей на тех, кто задает задачи, а
это можно сделать дистантно, и тьюторов, которые возятся с детьми здесь
– общаются и организуют работу». (Евгений Сабуров)
«Национальная элита будет ориентирована на выезд, потому что
полностью проигнорирует систему образования в том виде, в котором она у
нас существует. «Системное образование» уже сейчас закрывает школу, и
нет способов как-то это дело задержать и спасти». (Евгений Сабуров)
«Возникнет индустрия подготовки к экзаменам. Один из жестких
прогнозов: старшие классы в итоге отомрут, а вместо них будут
существовать ЕГЭ и бизнес-структуры по подготовке к ЕГЭ». (Анатолий
Пинский)
«Действительная дифференциация будет в том, что педагоги
называют компетенцией. Ни социальная, ни имущественная дифференциация
не будут выдвигаться так сильно, как дифференциация компетенции. Сейчас
называется цифра, что ВВП в Соединенных Штатах наполовину создается
тремя процентами, а наполовину – остальными 97-ю. Нас ждет то же».
(Евгений Сабуров)
«Нормативное бюджетное финансирование и общественное участие в
управлении на деле должны заложить основу финансовой самостоятельности
школ». (Анатолий Пинский)
«Наступает время постепенного осознания и упорядочения как
спроса, так и предложения в образовании, время наведения между ними
мостов, когда субъекты спроса и предложения научатся понимать друг
друга. В итоге станет возможной настоящая реформа образования, смысл
которой, на мой взгляд, – это именно выход школы из состояния глухой
обороны и формирование адекватных механизмов взаимодействия с
изменившимся обществом. На десятилетие этой работы явно хватит». (Лев
Якобсон)
«К 2013 г. у нас будут 80–90% учащихся и 60–70% родителей
сидеть в интернете (сейчас, в 2003 году, – 15%). Будет огромное
количество доступных образовательных ресурсов, информационных ресурсов,
составляющих альтернативу школьной информации. И доверие к учителю,
доверие к школе, которые не смогут соответствовать этой новой
информационной ситуации, резко упадет. По опросам ФОМа, люди все еще
доверяют школе, считают, что их школа хорошая. Но подрыв традиционной
школы как социализирующего института произойдет. Его функции могут
взять на себя самые различные общественные структуры. Тогда государство
как представитель общества в целом потеряет контроль над социализацией.
А либертаризм – последнее, что нужно российскому образованию». (Ярослав
Кузьминов)
Чем будем спасаться дальше?
В 2012 году эксперты с удовольствием вспоминали творческую
атмосферу 80-х и драйв 90-х, когда было трудно, но зато интересно и
свободно. «Тогда ветер дул в паруса», – ностальгировал Исаак Фрумин. По
поводу темы собравшиеся говорили: прогнозы негативного развития
оказались точны, а позитивные не сбылись. Социализация детей происходит
независимо от школы, без ее участия и влияния. ПТУ исчезли, в новом
законопроекте «Об образовании» отсутствует термин «начальное
профессиональное образование». В старших классах место профильности
заняла подготовка к ЕГЭ. Социальное неравенство в системе образования
заставило власть встрепенуться – не прошло и 10 лет.
О том, что сделано не так и кто виноват, мнений хватает.
Анатолий Каспржак назвал прошедший период «десятилетием губительных
компромиссов»: вместо того чтобы закрыть бесперспективные ПТУ, их
преобразовали в колледжи, которые унаследовали прежние проблемы; ЕГЭ
«разбавили олимпиадами», и теперь все, кто может, поступают в вузы по
результатам интеллектуальных соревнований; фактически провалилась идея
ГИФО, не состоялась автономия школы: «До тех пор, пока команда
Минобрнауки не примет на себя функции правительства Гайдара и не
запустит кардинальные реформы, ничего в системе образования не
произойдет».
Исаак Фрумин сожалел, что рыночный механизм не был запущен в
образовании, идет накачивание школы деньгами, и то неэффективно.
Ошибкой было, по мнению Елены Пенской, выделение грантов только
школам-лидерам, в то время как на примере Финляндии было видно, что
оправданными являются вложения в массовую школу.
Что еще? Плохое управление системой образования. Отсутствие
стратегического планирования. По этой причине, считает Виктор Болотов,
было провалено введение профильного обучения в старших классах. О том
же Татьяна Клячко: «Надо заниматься не прогнозированием, а
планированием деятельности, чтобы четко знать, когда что будет
происходить». Сроки, масштабы финансирования, а не только механизмы
реформ надо прописывать, считает Ирина Абанкина: «В противном случае
реформы не дадут желаемого эффекта».
В общем, когда люди по поводу будущего образования говорят,
что надо заняться переподготовкой педагогов в рамках введения нового
образовательного стандарта, а также повысить бюджетные расходы на
обучение российских студентов за рубежом, можно уверенно говорить, что
все это уже бывшее: стратегии, критерии, КПМО, люди. Да и само время,
когда учителей посылали туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю
что. Очень простой тест: ругать реформы сегодня можно и даже нужно. И
нас действительно ожидает новый виток.
А в такой ситуации, чтобы идти вперед, полезно оглянуться
назад.
Лев Якобсон из 2003 года: «Педагогические стереотипы обладают
сильной инерцией. Можно принимать хоть какие политические решения,
можно запускать сколь угодно жесткие механизмы их проведения, но пока
повседневные стереотипы старой стилистики не будут изжиты, идею спроса
или запроса в образовании не продвинуть ни стандартами, ни программами».
Господа, вы занимаетесь образованием? Умейте ждать и терпеть,
как это умеют учителя: в нашей сфере усилия не сразу приносят огромную
отдачу. Умейте соизмерять свои амбиции с возможностями тех, с кем вы
работаете и кто от вас зависит.