РАЗМЫШЛЕНИЯ В КОНЦЕ ГОДА
Школа - перекресток взглядов
Уважаемый читатель, мы открываем новую рубрику и надеемся, для
пользы дела. Не каждый учитель имеет возможность часами бороздить
просторы интернета в поисках подходящего к прочтению материала
профессиональной тематики, тем более созвучного собственным мыслям о
школе. В то же время потребность в свежем взгляде, стороннем суждении
есть. И мы решили составлять дайджест недавно опубликованных
материалов, заслуживающих, на наш взгляд, внимания.
Виктор Болотов: «Пора
избавиться от ряда штампов и стереотипов, наличествующих в дискуссиях
по поводу качества школьного образования»
Из статьи
вице-президента РАО, опубликованной на сайте Российского тренингового
центра
http://www.rtc-edu.ru/:
– В советские времена в массовом сознании старшая школа
считалась хорошей, если по ее завершению достаточно большое число
выпускников поступали в высшие учебные заведения. В настоящее время
этот показатель тоже является доминирующим, причем не только у
населения, но и у многих экспертов и аналитиков, с одной лишь
поправкой: ценится поступление в престижные вузы на престижные
специальности.
Ориентация на такое понимание качества образования говорит о
предназначении общего образования: оно обеспечивает преемственность с
высшим, а «успешная социализация» – поступление в вуз. Это неверно.
Качество старшей школы должно определяться не только хорошей
обученностью, но и успешной социализацией выпускников. Для проверки
навыков «самостроительства» должны появиться специализированные
мониторинги: наличие в школе общественного пространства, открытого
каждому для осуществления поступков, оценка общей атмосферы отношений..
Ирина Абанкина: «Вряд ли новое правительство захочет пересогласовывать
закон "Об образовании в Российской Федерации"»
Директор Института развития
образования НИУ ВШЭ в интервью «РИА-Новости» – http://ria.ru/edu_analysis/20120521/654356014.html,
в частности, сказала:
– Типы учреждений закреплены за уровнями образования, а
решение о видовом разделении – будет ли школа называться гимназией, а
вуз – университетом – остается «на совести» образовательного
учреждения. Для получения финансирования это не важно: теперь
финансируются не учреждения, а образовательные программы. Важно, что в
дополнение к нормативно-подушевому финансированию образовательных
учреждений будут финансироваться программы их развития – кадры,
инфраструктуры и проч. Но это только в государственном и муниципальном
секторе – частникам деньги на развитие давать не будут. А норматив на
каждого учащегося смогут получать и частные детсады, и школы, и вузы.
Сохраняются особые принципы финансирования для всех сельских школ, не
только малокомплектных, как и льготы сельским учителям.
А уязвимая сторона закона – многие полномочия по финансированию
образования передаются на региональный уровень.
Марк Брэй: «Само
явление теневого образования – вызов для тех, кто работает в
образовательной сфере»
Международный специалист в
области теории образования, профессор Гонконгского университета
отвечает на вопросы корреспондента журнала «Эксперт», № 17; полностью
здесь: http://expert.ru/expert/2012/17/boj-s-tenyu-obrazovaniya/.
Приводим выдержки разговора:
– …Теневое обучение может ускорять личностное развитие и в
целом улучшать качество человеческих ресурсов, что хорошо для
экономики. Но в то же время оно ведет к расслоению общества, стрессу
для многих семей, уменьшает эффективность образовательной системы и
способствует коррупции… Доля учеников, прибегающих к услугам
репетиторов, сильно варьируется от страны к стране. В Корее и Гонконге
она очень высока – около 80%. В Скандинавских странах меньше всего –
3–4%. В Австрии за дополнительные уроки платят порядка 20% родителей. В
Литве 62% студентов университетов посещали дополнительные занятия в
средней школе. В Словакии 56% «добирают» знания по школьным предметам
где-то в другом месте, в Португалии – 55%. Конечно, в результате
учителя зачастую позволяют себе расслабиться, поскольку они думают, что
дети доучат ту или иную тему вне школы. Можно и нужно искать способы
поддерживать школьное образование таким образом, чтобы теневое
образование перестало быть необходимым…
Андрей Зорин: «Проблема
не в том, что она не знает, в каком веке жил Сталин. Проблема в том,
что она не понимает, что такое век»
Профессор Оксфорда и РГГУ,
директор программ в Российской академии народного хозяйства и
государственной службы рассказывает журналу «Афиша» о состоянии
гуманитарного образования и о том, как изменить его к лучшему.
Полностью здесь: http://www.afisha.ru/article/andrej-zorin-filolog-istorik/,
журнал «Афиша», № 319.
Цитата:
«Я работаю со студентами – и молодой человек, выходящий из
школы, зачастую просто не способен понимать текст. Ему просто неясно,
что там написано. А работа всякого управленца связана с проработкой
текстов. Ты должен прочитать служебную записку и принять на ее основе
решение, прочитать аналитический доклад, понять, какого эксперта тебе
выбрать, суммировать мнения и так далее. Всякий управленец в
практической жизни все время перерабатывает тексты один в другой,
другой – в третий и так далее. Если он не умеет работать со словом,
если он не понимает, как текст устроен, он будет абсолютно беспомощен.
А я вижу, что даже написать реферат, а не скачать его из интернета для
молодого человека зачастую является непреодолимой проблемой. Если его
не научить излагать чужие мысли, а потом делать на их основе выводы,
какой, к черту, он управленец?! Что он в реальности сможет сделать? Я
совершенно убежден – и практикой это подтверждается, – что нет никакого
способа работать с простыми текстами без навыков обращения со сложными,
с литературой».
Борис Хасан: «Система
измерения и оценки индивидуального прогресса ученика – это близкое
будущее»:
Из интервью, данного
корреспонденту «РИА Новости» директором Института психологии и
педагогики развития г. Красноярска профессором Борисом Хасаном:
– Если у человека что-то измеряют, контролируют, проверяют, то
он и действовать начинает в этом направлении. Если человека
«натаскивают» на умение решать задачи такого-то типа, то он стремится
научиться их решать – и обучается этому. В этом нет ничего плохого. Но
если человека сначала учат чему-то, а потом учат специальным образом
сдавать экзамен по этому предмету, то есть знания самого по себе
недостаточно, чтобы сдать экзамен, то я подозреваю, что что-то не так с
самим экзаменом.
Традиционно мы констатируем соответствие человека каким-то
уровням, линейкам, критериям и требованиям, прописанным в стандартах.
Что это означает? Только то, что человек им соответствует или не
соответствует, успевает или не успевает… Однако нужно смотреть не
столько на то, куда и как сегодня успел ребенок, сколько на динамику:
меньше ошибок, чем вчера, – значит, ученик молодец, он движется вперед…
Нужно, во-первых, перейти в измерении результатов от класса, параллели,
школы к ученику – отдельному человеку и его личным достижениям.
Во-вторых, важны именно прогрессивные, то есть динамические
характеристики… надо проверять, умнеет ли ребенок оттого, что его учат…
Представьте себе систему координат. На одной оси мы откладываем то, что
человек умеет, на второй оси – уровни, насколько свободно человек все
это делает… Именно такую карту представляет собой модель
индивидуального прогресса школьника: ученик сам назначает себе
горизонт, двигается и понимает, достиг он горизонта или нет. У каждого
свой ритм, свои притязания и так далее. Кто-то ставит планку на третий
уровень, кто-то – на второй… Если учитель хочет, чтобы ученик был
самостоятельным, то он должен уметь уходить, освобождая место для
действия ученика. Но у ученика для этого должна быть карта, по которой
он может в отсутствие взрослого двигаться сам… Учитель определяет весь
процесс, но строит занятия относительно этой модели оценивания, тогда
ребенок сам сможет этим пользоваться для формирования и построения
собственных притязаний и самооценки. Тогда мы получаем не
субординационные отношения, а координационные. Нужно, чтобы дети
перехватывали инициативу, начинали действовать самостоятельно. Если
человек сам назначает себе цели, то у него другая мотивация… При всем
при том обязательно будут те, у кого будет меньше притязаний – не на
третий-четвертый уровень, а на второй. Но и такие дети, может быть,
поправят что-то у себя в образовательном маршруте.
Главное – какие задачи ставят перед собой ученик и его
учитель, на что они рассчитывали и куда собирались двигаться? Развитие
– когда человек начинает текст по-другому видеть, читать и чувствовать,
понимать… Было бы правильно иметь несколько рамок для оценивания: и
связанные с взятием заданных извне уровней, и с личной динамикой.
Материалы рубрики
подготовила Ольга Фролова